Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "Аракс" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка региональной автомобильной дороги общего пользования "Кудымкар-Пожва", км 52+400- км 65+000, в Юсьвинском районе Пермского края (изв. N 0156200009918000062),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009918000062, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту участка региональной автомобильной дороги общего пользования "Кудымкар-Пожва", км 52+400- км 65+000, в Юсьвинском районе Пермского края.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
1. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Заявитель полагает, что Заказчиком не указаны конкретные сроки и размеры оплаты работ.
В соответствии с условиями проекта договора:
3.1. Цена Договора составляет___ рублей ___ копеек, в том числе НДС (18%), ____ рублей ___ копеек/НДС не облагается, без последующей индексации.
Цена договора включает все затраты Подрядчика, необходимые для выполнения Технического задания в полном объеме, в том числе расходы на уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, связанных с исполнением договора.
Цена Договора является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.2. Аванс не предусмотрен. Оплата работ, выполненных в соответствии с Графиком исполнения договора в пределах лимитов финансирования текущего года, осуществляется Заказчиком на основании подписанных Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 (приложение N 7-ртз к настоящему Договору) и Справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (приложение N 8-ртз к настоящему Договору), которые предоставляются Подрядчиком Заказчику.
3.3. Оплата работ производится Заказчиком по безналичному расчету платежными поручениями в течение 30 (тридцати) календарных дней от даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в пределах лимитов финансирования, в соответствии со ст. 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Лимиты финансирования на текущий год доводятся Заказчиком до Подрядчика ежегодно в соответствии с лимитами, утвержденными Законом Пермского края от 07.12.2017 N 152-ПК "О бюджете Пермского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1323-п "Об утверждении государственной программы Пермского края "Развитие транспортной системы", а также законами Пермского края о внесении изменений в указанные документы.
Таким образом, Комиссия находит указанные положения проекта договора достаточными, конкретными и отвечающими требованиям законодательства о закупках и существу регулируемых отношений.
Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Как следствие, нарушений в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия в данной части не усматривает.
2. Пунктом 5.2.2 проекта договора предусмотрено в качестве одного из оснований для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Договора непредоставление Подрядчиком надлежаще оформленного в соответствии с требованиями приложений к настоящему Договору ППР в указанный срок.
Согласно п. 5.2.2 проекта договора Подрядчик обязан в течение 3 (Трех) дней со дня заключения настоящего Договора предоставить Заказчику проект производства работ с технологическими картами (далее - ППР), разработанный в соответствии с МДС 12-81.2007 "Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ", которая должна содержать сведения о количестве, характеристиках используемой техники (механизмов оборудования), порядок выполнения работ с указанием протяженности технологических захваток, схему организации движения, ограждения мест выполнения работа также информацию о количестве вовлеченного персонала Подрядчика для выполнения работ.
ППР рассматривается Заказчиком в течение 5 (Пяти) рабочих дней и является неотъемлемой частью настоящего Договора.
В п. 5.2.29 проекта договора установлена обязанность подрядчика получить технические условия и разрешение на производство работ в охранной зоне существующих коммуникаций, зданий, сооружений и (или) переустраиваемых коммуникаций, зданий, сооружений от их владельцев, а также согласовать ППР с владельцами коммуникаций, зданий и сооружений, расположенных в придорожной полосе. Подрядчик обязан осуществлять провоз тяжеловесных грузов по специальному разрешению, полученному в установленном законом порядке.
В соответствии с условиями проекта договора (п.п. 8.2.2, 8.2.4) Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора в случаях:
- однократного непредоставления Заказчику отчетов о хоте производства работ по (Приложение N 19-ртз);
- отказа от устранения или фактического неустранения допущенных Подрядчиком дефектов и недостатков в срок, указанный Заказчиком, либо допущения не согласованных с Заказчиком отступлений от требований технического задания, технических условий или нормативно-правовых актов, либо фактическое неисполнение требований, предписаний Заказчика в течение срока, определенного Заказчиком или снижения качества работ в результате нарушения Подрядчиком условий Договора.
Заявитель полагает, что указанные основания для одностороннего отказа от исполнения договора отсутствуют в гражданском законодательстве, а также законодательстве о закупках, что срок направления ППР для согласования Заказчику недостаточен.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Положениями ч. 2 ст. 310 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
В соответствии с ч. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Статьей 717 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Частью 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что в государственном (муниципальном) договоре/контракте могут быть предусмотрены конкретизирующие признаки нарушения обязательства, совершение которого будет являться основанием для одностороннего отказа от исполнения договора, и признает указанные положения проекта договора не противоречащими требованиям Закона о закупках, а также положениям Гражданского кодекса РФ.
Представитель Заказчика также пояснил, что обязанность, установленная в п. 5.2.2 проекта договора, обусловлена необходимостью осуществления контроля Заказчиком за ходом производства работ, а также, что правомочие, содержащееся в п. 8.2.4 проекта договора, установлено во исполнение положений ст. 723 ГК РФ.
Более того, Комиссия отмечает, что оспариваемые положения проекта договорав части одностороннего отказа от исполнения договора устанавливают соответствующие правомочия, а не обязанности Заказчика. Помимо этого, Заявителем не представлены доказательства невозможности исполнения подрядчиком указанныхв пунктах 5.2.2, 5.2.29 обязанностей в срок, предусмотренный проектом договора. Таким образом, рассматриваемый довод подателя жалобы, по мнению Комиссии, носит предположительный характер.
Как следствие, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупах в данной части не установлено.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Согласно условиям проекта договора:
2.1. Сроки выполнения работ: начало работ - с момента заключения договора. Окончание работ - 28.12.2018 г.
2.3. Ежемесячно в срок до 30 числа текущего месяца Подрядчик обязан направлять в адрес Заказчика отчеты о ходе производства работ в соответствии с График исполнения договора (Приложение N 1-ртз) по форме Приложения N 19-ртз к настоящему Договору. Не предоставление Подрядчиком отчетов расценивается Заказчиком как не исполнение условий Договора и применяются штрафные санкции, предусмотренные разделом 6 настоящего Договора.
3.2. Аванс не предусмотрен. Оплата работ, выполненных в соответствии с Графиком исполнения договора в пределах лимитов финансирования текущего года, осуществляется Заказчиком на основании подписанных Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 (приложение N 7-ртз к настоящему Договору) и Справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (приложение N 8-ртз к настоящему Договору), которые предоставляются Подрядчиком Заказчику.
4.2. Приемка работ производится Заказчиком поэтапно в срок до 10 (Десять) рабочих дней с даты получения уведомления Подрядчика о готовности к сдаче в следующие сроки:
1 этап: Подрядчик в срок до 30.10.2018 г. выполняет весь предусмотренный договором объем работ и предъявляет к приемке объемы выполненных работ в пределах лимита финансирования на 2018 г. При этом в акты выполненных работ по форме КС-2 (Приложение N 7-ртз) включаются работы, по которым Подрядчик отчитался путем предоставления Отчетов о ходе производства работ (Приложение N 19-ртз).
Подписание Заказчиком акта выполненных работ по форме КС-2 (Приложение N 7-ртз) осуществляется после подписания сторонами Акта приемочной комиссии по приемке законченного ремонтом объекта (Приложение N11-ртз) и предоставления Подрядчиком Заказчику полного комплекта надлежаще оформленной исполнительной производственно-технической документации на выполненные работы.
2 Этап: Подрядчик в срок с 20.12.2018 по 28.12.2018 г. предъявляет к приемке объемы выполненных до 30.10.2018 г. работ в пределах лимита финансирования на 2019 г.
Заявитель полагает, что из проекта договора не представляется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии отдельных этапов выполнения работ и, как следствие, о порядке и сроках приемки и последующей оплаты работ, а также о порядке применения к подрядчику мер ответственности за просрочку исполнения обязанности, предусмотренной п. 2.3 проекта договора.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что из положений проекта договора однозначно следует отсутствие отдельных этапов выполнения работ по договору. Кроме того, проектом договора конкретно определен порядок и сроки приемки и оплаты выполненной работы.
Представитель Заказчика также пояснил, что договор содержит общий срок выполнения работ. График исполнения договора и п. 2.3 определяют контрольные сроки выполнения работ, направленные на выполнение Заказчиком обязанности осуществлять контроль за исполнением договора. Мерой ответственности, согласно пояснениям представителя Заказчика, за нарушение обязанности, установленной в п. 2.3 будет являться штраф, установленный п. 6.6 проекта договора.
Таким образом, с учетом установленных условий проекта договора, а также пояснений представителя Заказчика в их совокупности и взаимосвязи в действиях Заказчика Комиссия нарушений Закона о закупках не усматривает.
4. Заявитель полагает, что наличие в аукционной документации графика исполнения контракта не соответствует требованиям законодательства РФ, в том числе в сфере закупок ввиду ограничения участника закупки в самостоятельном формировании таких графиков с учетом объема нагрузки (количество заключенных договоров), логистики производства работ и свободных мощностей.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что невозможность исполнения участником закупки обязанностей по нескольким договорам не может расцениваться как нарушение Заказчиком требований Закона о закупках и ограничение последним количества потенциальных участников закупки.
Следовательно, с учетом пояснений представителей сторон, Комиссия признает указанный довод Заявителя не подлежащим удовлетворению.
Заявитель также полагает, что ряд нижеизложенных положений проекта договора не соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с п. 5.2.4 проекта договора подрядчик обязан нести административную, гражданскую и уголовную ответственность за нарушения правил экологической безопасности, пожарной безопасности, техники безопасности, охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения при проведении работ по Договору, в том числе, при проведении работ, выполняемых субподрядными организациями.
Пунктом 5.2.10 проекта договора установлено, что подрядчик обязан обеспечивать при производстве работ на Объекте условия для безопасного функционирования предприятий и организаций, расположенных в зоне производства работ.
Согласно п. 5.2.32 проекта договора на подрядчика возлагается обязаннсть обеспечить выполнение на строительной площадке в полосе отвода необходимых мероприятий по технике безопасности, безопасности дорожного движения, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, при необходимости установить временное освещение и ограждение, изготовить информационно-наглядные материалы по всем вопросам ремонта данного Объекта.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Представитель Заказчика пояснил, что при ведении строительных и иных связанных с ними работ подрядчик обязан соблюдать как общие, так и специальные требования по охране окружающей среды.
Общие требования содержатся в ряде законов и подзаконных актов, к которым относятся в частности Закон об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об экологической экспертизе, ГрК РФ. Специальные требования определяются документацией, в составе которой имеется раздел, посвященный охране окружающей среды, а также ОДМ 218.3.031-2013 "Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог".
Требования к безопасности строительных работ содержат:решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. N 827 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", Закон о техническом регулировании, приказ Минтруда от 02.02.2017 г. N 129н, постановление Госстроя от 23.07.2001 г. N 80, постановление Госстроя от 17.09.2002 N 123.
В частности, в соответствии с п. 169 приказа Минтруда России от 02.02.2017 N 129н "Об утверждении Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ" до начала выполнения дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, работодателем должны быть составлены и утверждены схемы ограждения мест выполнения работ и расстановки дорожных знаков (далее - схемы).
Пунктом 173 упомянутого приказа определено, что используемые при производстве дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, временные ограждения, дорожные знаки и другие технические средства устанавливаются и содержатся организацией, выполняющей работы.
Согласно п. 176 указанного приказа при проведении дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, в темное время суток места проведения работ должны быть освещены.
В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" предусмотрено, что в силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.
По смыслу статьи 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.
Согласно положениям ст. 706 ГК РФ (ч.ч. 1, 2, 3) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса.
Комиссия отмечает, что подателем жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках не представлены соответствующие доказательства, подтверждающие обоснованность рассматриваемого довода.
Так, с учетом норм ГК РФ нарушений в действиях Заказчика в данной части Комиссией не установлено.
В соответствии с п. 5.2.6 проекта договора подрядчик обязан выполнить работы по устройству конструктивных слоев из асфальтобетона с применением машин (асфальтоукладчиков) с автоматической системой задания вертикальных отметок и оборудованных инфракрасным разогревателем стыков сопрягаемых полос.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к наличию комбинированного оборудования при возможности выполнения работ оборудованием, находящимся на различной спецтехнике.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 12.3.3 "СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" укладку асфальтобетонных смесей следует проводить асфальтоукладчиком, оборудованным автоматической системой обеспечения заданных высотных отметок и уклона. Укладку следует проводить, как правило, на всю ширину.
Пунктом 10.28 СНиП 3.06.03-85 определено, что при укладке смеси сопряженными полосами следует применять два (и более) укладчика или производить разогрев кромок ранее уложенной полосы с помощью инфракрасных излучателей.
Представитель Заказчика пояснил, что соединение двух полотен асфальта зачастую является самым слабым местом дороги, поскольку кладка нового горячего асфальта рядом с ранее уложенным холодным асфальтом может привести к трещинам. При помощи ИК-разогревателя асфальт нагревается таким образом, что соединение происходит по принципу "горячее с горячим", что минимизирует риск трещин в продольном направлении. Иного не доказано.
Следовательно, нарушений в действиях Заказчика Комиссия в данной части не усматривает.
В соответствии с п. 5.2.12.4 проекта договора подрядчик обязан оплачивать субподрядчикам выполненные работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 15 рабочих дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора.
Ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять Заказчику отчеты об объемах выполненных работ, поставки материалов субъектами малого предпринимательства и (или) социально-ориентированными некоммерческими организациями (Приложение N20-ртз) с приложением копий документов (договоры, накладные, акты выполненных работ).
Из письменных пояснений представителя Заказчика следует, что данное требование установлено во исполнение ч. 8 ст. 30 Закона о закупках. Комиссия также находит данное положение проекта договора не противоречащим требованиям Закона о закупках, в том числе с учетом требований п. 5.2.12 проекта договора и ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках.
Кроме того, Заявителем в материалы жалобы не представлены доказательства того, каким образом указанные положения нарушают его права.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках в данной части отсутствуют.
Пунктом 5.2.18 проекта договора установлена обязанность подрядчика своими силами и за свой счет выполнять заделку мест отбора проб и контрольных проб, отобранных из конструктивных слоев асфальтобетона, в том числе, в ходе выполняемого Заказчиком приемочного контроля литым асфальтобетоном.
Представитель Заказчика пояснил, что при заделке мест отбора образцов из верхнего слоя асфальтобетонного покрытия традиционными горячимисмесями в связи с малой площадью отверстия невозможно добиться требуемого уплотнения, в результате чего в течение 1-2 месяцев эксплуатации происходит выкрашивание и разрушение таких мест. При применении литой смеси при заделке мест отбора образцов происходит равномерное заполнение пустот и не требуется дополнительного уплотнения, что в дальнейшемобеспечиваеттребуемые сроки эксплуатации вновь устроенного покрытия.
Литой асфальтобетон за счет большего содержания вяжущего обеспечивает более высокое сцепление и не требует уплотнения. Кроме того, литой асфальтобетон используется при заделке небольших трещин и выбоин (ГОСТ Р 54401-2011). Иного не доказано. Более того, Закон о закупках позволяет устанавливать Заказчику требования к выполнению работ в соответствии с его потребностями. Так, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках в данной части не выявлено.
Согласно п. 5.2.21 проекта договора подрядчик обязан обеспечивать Заказчику и его представителям беспрепятственный допуск в любое время и ко всем рабочим местам на Объекте, на которых выполняются работы по Договору или на территории производств, с которых поступают материалы, используемые при производстве работ (АБЗ, ЦБЗ, карьеры и т.д.), а так же в лаборатории и лабораторные посты, проводящие испытания и измерения.
В соответствии с ч. 1 ст. 715 Закона о закупках Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
В ч. 6 ст. 51 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными надату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу п/п "е" п. 6 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление N 486) строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, чтов соответствии с ч. 3 ст. 306 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Объектом закупки является выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги. Заказчиком, Уполномоченным органом в свою очередь, не доказано наличие в описании объекта закупки работ капитального характера. Более того, Комиссия отмечает, что перечень иных мероприятий,установленныхПостановлением N 468, не определен. Установленная Заказчиком обязанность обеспечения подрядчиком доступа на территории производств, с которых поступают материалы, используемые при производстве работ (АБЗ, ЦБЗ, карьеры и т.д.), а так же в лаборатории и лабораторные посты, проводящие испытания и измерения, как минимум затрагивает права и законные интересы третьих лиц, ответственность за предоставление доступа на территории которых не может быть возложена на подрядчика, в том числе по смыслу законодательства в сфере регулирования государственных и муниципальных закупках РФ, а также положений ГК РФ. Кроме того, в ГрК РФ предусмотрен контроль Заказчика за качеством используемых материалов, а не за организациями, производящими такие материалы.
Как следствие, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В п. 5.2.38 проекта договора указана обязанность Подрядчика за свой счет и своими силами исполнять в установленные Заказчиком сроки предписания и незамедлительно предоставлять Заказчику отчет об исполнении предписания с фото-фиксацией результатов. В случае не направления отчета об исполнении предписания предписание считается неисполненным.
В соответствии с ч. 3 ст. 748 ГК РФ подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Представитель Заявителя доказательств, подтверждающих нарушение данным положением проекта договора прав и законных интересов подрядчика, не представил. Предъявление Заказчиком требований о фото-фиксации результатов исполнения предписания Комиссия не находит противоречащим нормам российского законодательства, в том числе в сфере государственных и муниципальный закупок. Кроме того, указанная обязанность подрядчика коррелирует с обязанностью Заказчика осуществлять контроль за ходом выполнения работ.
Таким образом, в действиях Заказчика в данной части отсутствуют нарушения Закона о закупках.
Проектом договора (п. 5.2.43) также предусмотрено, что подрядчик обязан при производстве работ обеспечить нахождение своих работников на Объекте в специальной одежде определенного образца с указанием фирменного наименования Подрядчика.
Представитель Заказчика пояснил, что пунктом 12 приказа Минтруда России от 02.02.2017 N 129н "Об утверждении Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ" установлено, что работники должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в установленном порядке.
Представитель Заказчика также указал, что рабочие, выполняющие дорожные работы, должны быть обеспечены сигнальной одеждой (жилетами) ярко-оранжевого цвета, надеваемой поверх обычной одежды. Иного не доказано.
На основании изложенного, нарушений в действиях Заказчика Закона о закупах не установлено.
В соответствии с п. 5.3.11 проекта договора Заказчик имеет право запрашивать фотодокументацию по выполняемым и выполненным работам к рассмотрению.
Вместе с тем, по аналогии с доводом Заявителя о п. 5.2.38 проекта договора Комиссия отмечает, что доказательств, подтверждающих нарушение данным положением проекта договора прав и законных интересов подрядчика, не представлено. Предъявление Заказчиком требований о фото-фиксации результатов исполнения предписания Комиссия не находит противоречащим нормам российского законодательства, в том числе в сфере государственных и муниципальный закупок. Кроме того, указанная обязанность подрядчика коррелирует с обязанностью Заказчика осуществлять контроль за ходом выполнения работ.
Так, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика в данной части не усматривает.
Согласно п. 5.2.28 проекта договора работы, выполняемые из монолитного бетона либо с применением монолитного бетона, выполнить из цементобетонных смесей заводского приготовления. Запрещается применение цементобетонных смесей и цементных растворов, приготовленных на строительной площадке.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что запрет связан с необходимостью соблюдения рецептуры (карты подбора) и технологии производства смесей. В частности, невозможно приготовление надлежащей смеси без использования бетонно-растворных узлов, которые оборудованы весовыми дозаторами и находятся только на заводах.
При приготовлении цементных смесей на строительной площадке невозможно обеспечить приеме-сдаточные и периодические испытания по определению всех нормируемых показателей качества бетонной смеси, предусмоттренные требованиями ГОСТ 7473-2010.
Согласно п. 3.2 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь, приготовленная на стройплощадке - это бетонная смесь, приготовленная в месте строительства производителем работ для собственного использования.
Для выполнения работ, предусмотренных договором, требуется бетонная смесь заданного качества, производство которой возможно обеспечить только в условиях бетонно-растворных узлов. Иного не доказано.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках в данной части не установлено.
В соответствии с п. 5.2.12.2 проекта договора подрядчик обязан в случае замены субподрядчика на этапе исполнения договора на другого субподрядчика представлять Заказчику документы, указанные в п. 5.2.12.1., в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком.
Комиссия отмечает, что указанная обязанность подрядчика коррелирует с его обязанностью (п. 5.2.12 проекта договора) привлечь с учетом ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на выполнение отдельных видов работ по настоящему Договору, поставки материалов, третьих лиц (субподрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены настоящего Договора, а также с обязанностью Заказчика (п. 5.1.2 проекта договора) контролировать качество, объемы и сроки выполняемых и выполненных Подрядчиком работ согласно условиям настоящего Договора и приложений к нему.
Более того, Заявителем не представлены доказательства того, каким образом нарушаются права подрядчика в части свободы заключения договора с третьим лицом во исполнение п. 5.2.12 проекта договора.
Следовательно, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупах не может быть установлено.
В силу п. 5.3.4 проекта договора Заказчик имеет право обратиться самостоятельно к субподрядным организациям за получением информации о выполненных субподрядчиками работах.
Комиссия признает данное положение проекта договора не нарушающим права и законные интересы подрядчика. Представителями Заявителя также не представлены доказательства наличия в законодательстве РФ запрета направлять обращения в адрес организаций с целью получения информации. Следовательно, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
Пунктом 5.3.5 проекта договора предусмотрено право Заказчика осуществлять проверку работ в любое время на Объекте и на предприятиях, с которых поступают материалы, конструкции и другие готовые изделия, используемые при производстве работ (АБЗ, ЦБЗ, карьеры и т.д.), а также в лабораториях и на лабораторных постах, проводящих испытания и измерения.
По аналогии с доводом подателя жалобы относительно п. 5.2.21 проекта договора Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
5. В соответствии с п. 5.2.17.3 проекта договора подрядчик обязан при наступлении событий, препятствующих выполнению любых видов последовательно производимых работ на Объекте, Подрядчик делает запись в "Общем журнале работ".
Стороны составляют акт о приостановке работ с указанием конкретных видов работ, которые приостанавливаются, даты начала приостановки работ, даты возобновления производства работ, обязательств каждой стороны, которые необходимо исполнить для возобновления работ.
Пунктом 5.2.23 проекта договора установлено, что подрядчик также обязан вести с момента начала работ на Объекте и до их завершения, оформленные и заверенные в установленном порядке на русском языке "Общий журнал работ", специальные журналы работ, журналы результатов лабораторного контроля. По записям, сделанным Заказчиком в "Общем журнале работ" о допущенных отклонениях, Подрядчик обязан принять меры по их устранению за свой счёт (немедленно или в установленные Заказчиком сроки), после чего внести соответствующие записи в "Общий журнал работ".
В соответствии со ст. 716 ГК РФ:
1. Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
2. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
3. Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Заявитель полагает, что указанные положения проекта договора не отвечают требованиям ст. 716 ГК РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что ГК РФ устанавливает обязанность подрядчика уведомить заказчика об установленных обстоятельствах. При этом, запрета на последующее составление двустороннего акта ГК РФ не содержит. Таким образом, оспариваемые положения проекта договора не противоречат, по мнению Комиссии, существу регулируемых отношений, а также законодательному регулированию.
Более того, Заявителем не представлены доказательства того, каким образом указанные положения проекта договора нарушают права общества, в том числе препятствуют подаче заявки на участие в закупке.
Как следствие, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Кроме того в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.04.2018 г. на участие в закупке не подано ни одной заявки.
Так, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, с учетом п. 3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аракс" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка региональной автомобильной дороги общего пользования "Кудымкар-Пожва", км 52+400- км 65+000, в Юсьвинском районе Пермского края (изв. N 0156200009918000062)обоснованной в части 4 (частично) довода жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018