Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (изв. N 0356100029518000138),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100029518000138 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.04.2018 г. заявка подателя жалобы отклонена решением Аукционной комиссии на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В ч. 4 ст. 67 Закона о закупках установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Требования к закупаемому лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием "Альбумин человека", установлены в п/п 5 приложения N 1 к документации о проведении аукциона в электронной форме "Техническое задание", а именно: "раствор для инфузий 50 мг/мл, не менее 250 мл" в количестве 15 штук.
Заявителем, в свою очередь, предлагается лекарственный препарат с МНН "Альбумин человека" со следующими характеристиками: "раствор для инфузий 10% 100 мл - бутылки (1) - пачки картонные" в количестве 30 упаковок.
В соответствии с условиями Технического задания, в случае предложения Товара, эквивалентного Товару, выставленного Заказчиком в Техническом задании, Участник размещения заказа в своей заявке на участие в электронном аукционе может варьировать фасовку лекарственного препарата в рамках выставленного количества лекарственной формы. При предложении эквивалента товара по качественным характеристикам и варьировании его фасовки, необходимо учитывать соответствие количества единиц измерения (упаковок) предлагаемого товара с требуемым, согласно Техническому заданию, с целью недопущения ущемления прав граждан на оказание медикаментозной помощи. Участник размещения заказа может предложить к поставке эквивалентные лекарственные формы, а также дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, либо в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта.
Заявитель полагает, что обществом предложены к поставке бутылки в количестве 30 штук с сохранением требуемого количества товара, но с перерасчетом активного вещества в большую сторону.
Комиссией установлено, что согласно п/п 5 Технического задания, к поставке требуется лекарственный препарат с количеством активного вещества равным 12 500 мг в одной упаковке (50 мг/мл * 250 мл). Заявителем предлагается 10 000 мг (100 мг/мл * 100 мл) активного вещества в одной упаковке.
В соответствии с п/п "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают:
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
Комиссией отмечает, что Заявителем предложен товар в некратной неэквивалентной дозировке, которая, согласно пояснениям представителя Заказчика, не позволяет достичь необходимого Заказчику терапевтического эффекта. Следовательно, поставка предлагаемого Заявителем товара в рамках описания объекта данной закупки не допускается требованиями п/п "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что указанная в Техническом задании дозировка рассматриваемого лекарственного средства обусловлена потребностью последнего.
Кроме того, в соответствии с разделом 02.04.02 Отраслевого стандарта "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения" 91500.05.0002-2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 26.03.2001 N 88) инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов является официальной информацией, в обязательном порядке сопровождающей обращение лекарственного препарата. При этом инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов является официальным документом, содержащим информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения. В целях качественного оказания медицинской помощи, обуславливаемого в том числе правильностью выбора методов лечения и степенью достижения запланированного результата лечения (статья 2 и 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), учреждение обязано применять лекарственное средство только в соответствии с его инструкцией по медицинскому применению.
Также из письменных пояснений Заказчика следует, что препараты Альбумина человека 5%, 10% и 20% имеют разные показания. В частности, Альбумин человека 5% в отличие от препаратов с 10% и 20% имеет следующие показания:
- в качестве вспомогательного средства при проведении операций с применением искусственного кровообращения (ИК);
- проведение предоперационной гемодилюции и заготовка компонентов аутокрови;
- отек головного мозга (гиперонкотический раствор).
В подтверждение указанного довода представителем Заказчика представлена инструкция по медицинскому применению препарата.
Кроме того представитель Заказчика пояснил, что установленные характеристики являются значимыми для Заказчика, т.к. деятельность в рамках лицензии основана в том числе на соблюдении протоколов ведения пациентов. Также препараты Альбумина 5%, 10% и 20% имеют разные показания к применению, разный режим дозирования и скорость введения (раствор Альбумина 5% изотоничен плазме крови, т.е. его онкотическое давление равно онкотическому давлению плазмы крови. Альбумин 10% и 20% - гиперонкотические растворы (онкотическое давление выше онкотического давления плазмы крови).
Помимо изложенного, представителем Заказчика в письменных пояснениях отмечено, что растворы альбумина нельзя разбавлять водой для инъекций, поскольку введение такого раствора может вызвать гемолиз эритроцитов. Из изложенного следует, что данные дозировки не оказывают одинаковый терапевтический эффект, так как обладают особыми отличными друг от друга свойствами. Как следствие, концентрация (дозировка) лекарственного средства имеет существенное для Заказчика значение.
Комиссия также отмечет, что из текста жалобы, а также из пояснений представителя Заказчика следует, что Заявителем предлагается препарат производства ФГУП "НПО "Микроген". Данный производитель выпускает 5% лекарственный препарат с МНН Альбумин человека. Как следствие, ввиду того, что общество "ТД "ВИАЛ" выступает в данной закупке как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, оно не ограничено в выборе как контрагентов, у которых данное общество может приобретать товары, так и товаров, соответствующих характеристикам, предложенным Заказчиком. Не представлены Заявителем также и сведения, позволяющие Комиссии однозначно установить факт отсутствия у подателя жалобы возможности приобретения товара у контрагента, обладающего соответствующими характеристиками. Иного не доказано.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке лекарственных препаратов.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела документов, а также учитывая пояснения представителя Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Аукционной комиссии нарушений Закона о закупах не имеется. Иного не доказано.
Комиссия также отмечает, что на участие в закупке подано 3 заявки, 2 заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Антимонопольный орган также отмечает, что в установленные Законом о закупках сроки, документация подателем жалобы не обжаловалась, запросы о разъяснении аукционной документации не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (изв. N 0356100029518000138) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018