Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "Меркатор Медика" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения разное (изв. N 0356300001018000047),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300001018000047, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения разное.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Требования к товарам, являющимся предметом рассматриваемого электронного аукциона, установлены в Приложении 2"Техническоезадание(Спецификация)" (далее - ТЗ).
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке товаров медицинского назначения для нужд учреждения.
1. Заявитель полагает, что впоз. 3 ТЗ Заказчик неправомерно установил следующее требование к товару:"Внутреннее абсорбирующее покрытие на основе хлопка или флока, обеспечивающего абсорбцию влаги для профилактики мацерации кожи при длительном ношении перчаток".
В частности, как указывает Заявитель, смотровые одноразовые перчатки не подлежат длительному ношению. Кроме того, податель жалобы полагает, что совокупности установленных требований соответствует товар единственного производителя - Шэн Вей Ю.Эс.Эй, США.
Представитель Заказчика пояснил, что указанным характеристикам соответствуют товары двух производителей, а именно: "ХелиомедХандельсгезм.б.Х.", Австрия и "ШэнВэйЮ.Эс.Эй., Инк.", США. Иного не доказано.
2. В поз. 4 ТЗ Заказчиком установлено следующее требование к манжете перчаток: "усиленная без валика с адгезивной полосой для препятствия скатыванию".
По мнению Заявителя, данным требованием Заказчик ограничивает конкуренцию ввиду того, что большинство производителей изготавливают перчатки с венчиком и без полосы.
В связи с вышеизложенным, учитывая требования Закона о закупках, Комиссия отмечает, что Заказчик при описании объекта закупки и установлении требований к товару руководствуется собственной потребностью. Кроме того, как указывает сам Заявитель ГОСТ Р 52238-2004, требования к которому установлены в рассматриваемом пункте ТЗ, допускает как наличие, так и отсутствие венчика.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, указанному требованию соответствуют товары, как минимум, следующих производителей: "ИсинЭйч Би Эм Латекс Продакшн Ко. Лтд", КНР и "АнселлХелскеаЮроп Н.В.", Бельгия. Иного не доказано.
3. Заказчиком впоз. 11 ТЗ установлено требование о том, что упаковка товара должна быть из пластика. По мнению Заявителя, совокупности установленных к товару характеристик соответствует товар единственного производителя - "ВРП Азия Пасифик СДН БХД", Малайзия.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки может включать в себя, в том числе требования в отношении упаковки.Таким образом, возможность установления требований к упаковке товара прямо предусмотрена Законом о закупках.
Требованиям, установленным Заказчиком в данных позициях, согласно сведениям Заказчика, соответствуют товары производства: "ВРП Азия Пасифик СДН БХД", Малайзия и "СФМ Госпитал Продактс ГмбХ", Германия. Доказательства обратного материалы жалобы не содержат.
4. Согласно п. 12 ТЗ Заказчиком установлены следующие требования к структуре перчаток:
- "содержит антисептик (хлоргексидин)";
- "наличие антисептика должно быть указано на индивидуальной упаковке перчаток".
Также Заявитель полагает, что совокупности установленных требований соответствует товар единственного производителя - "АнселлХелскеаЮроп Н.В.", Бельгия.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что второго вышеуказанного требования к товару ТЗ не содержит.
Представитель Заказчика также пояснил, что совокупности требований соответствуют товары, как минимум следующих производителей: "АнселлХелскеаЮроп Н.В.", Бельгия и "ИсинЭйч Би Эм Латекс ПродакшнКо. Лтд", КНР. Доказательства обратного материалы жалобы не содержат.
5. В поз. 8 ТЗ Заказчиком установлено следующее требование к манжете перчаток: "усиленная без валика с адгезивной полосой для препятствия скатыванию".
По аналогии со вторым доводом жалобы и п. 2 настоящего решения Комиссия отмечает, что указанное требование обусловлено потребностью Заказчика, что ГОСТ Р 52238-2004 допускает как наличие, так и отсутствие венчика.
Представителем Заказчиком в материалы жалобы представлены также документы и сведения о наличии по каждой позиции ТЗ как минимум двух производителей соответствующего товара. Иного не доказано.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках.
Комиссия полагает необходимым отметить, чтоЗаявитель в тексте жалобы просит защитить права и законные интересы ООО "НикоФарм". Вместе с тем, ни ООО "НикоФарм", ни ООО "Меркатор Медика" не являются производителями испрашиваемого товара, а выступают как поставщики-продавцы, приобретающие товары для покупателя, и не ограничены в выборе контрагентов, у которых они могут приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком. В материалы жалобы не представлены доказательства, позволяющие Комиссии однозначно установить факт отсутствия у подателя жалобы, у ООО "НикоФарм" возможности сотрудничества с компаниями, обладающими соответствующим закупаемым Заказчиком товаром. Иного не доказано.
Необходимо отметить, что материалы жалобы не содержат указания на то, каким образом установленные требования ограничивают ООО "Меркатор Медика" в реализации права на участие в рассматриваемой закупке. В частности,Заявителем также не указано, какой товар планировался обществом к поставке, каким конкретным показателям ТЗ не соответствует товар общества.
Следует также отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Комиссией установлено, что на участие в закупке подано 4 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации. По результатам проведения электронного аукциона снижение НМЦК составило 23,05%.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Меркатор Медика" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения разное (изв. N 0356300001018000047) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018