Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Ф-Фарм" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Тамсулозин) (изв. N 0156200009918000040),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009918000040 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата (Тамсулозин).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2018 г. заявка подателя жалобы отклонена решением Аукционной комиссии ввиду несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 1 раздела 8 документации об аукционе, требованиям документации об аукционе (п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ и п/п 3 п. 3 раздела 12 документации об аукционе).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В ч. 4 ст. 67 Закона о закупках установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В случае установления требования к описанию поставляемого товара либо к используемому при выполнении работы/оказании услуги товару, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в Техническом задании (Приложении 2 к документации) показателей с учетом положений, указанных в Приложении "Инструкция по заполнению заявки" к Техническому заданию (Приложении 2 к документации) (п/п 6 п. 3 раздела 8 аукционной документации).
Так, Заказчику требуется лекарственное средство с МНН Тамсулозин: капсулы с модифицированным высвобождением или капсулы кишечнорастворимые пролонгированного действия или капсулы пролонгированного действия, 0.4 мг N 30*** в количестве 900 000 капсул.
Заявителем, в свою очередь, предлагается лекарственный препарат с МНН Тамсулозин со следующей лекарственной формой: "капсулы с пролонгированным высвобождением".
При указанных обстоятельствах, а также вследствие того, что Аукционная комиссия рассматривает заявки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений в действиях Аукционной комиссии не может быть установлено.
В соответствии с п/п "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
Заявитель, основываясь, в том числе на письме Министерства здравоохранения РФ N2152152-20-4 от 26.01.2018 г., полагает, что лекарственная форма, предложенная им в первой части заявки эквивалентна лекарственным формам, установленным Заказчиком в Техническом задании.
Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках, жалоба на положения аукционной документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе Согласно извещению о проведении электронного аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 09.04.2018 г. в 08:00 часов. Жалоба подана в адрес ФАС России 17.04.2018 г. (поступила в Пермское УФАС 19.04.2018 г.), то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, жалоба ООО "Ф-Фарм" на положения аукционной документации не подлежит рассмотрению.
Вместе с тем, оценивая довод Заявителя относительно эквивалентности лекарственных форм, Комиссия отмечает следующее.
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р утверждены перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (далее - распоряжение 2323-р).
Указанное распоряжение 2323-р предусматривает следующие формы капсул лекарственного препарата с МНН Тамсулозин:
- капсулы кишечнорастворимые пролонгированного действия;
- капсулы пролонгированного действия;
- капсулы с модифицированным высвобождением.
Согласно письму Министерства здравоохранения РФ N2152152-20-4 от 26.01.2018 г лекарственная форма "капсулы с пролонгированным высвобождением" для препаратов с МНН Тамсулозин эквивалентна лекарственным формам "капсулы пролонгированного действия" и "капсулы с модифицированным высвобождением". Также Министерство здравоохранения РФ приходит к выводу о соответствии лекарственного препарата с МНН Тамсулозин в лекарственной форме "капсулы с пролонгированным высвобождением" распоряжению 2323-р.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что ввиду того, что лекарственная форма "капсулы с пролонгированным высвобождением" лекарственного препарата с МНН Тамсулозин не предусмотрена распоряжением 2323-р, Комиссия при принятии настоящего решения не может руководствоваться указанным письмом.
Комиссия также отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке лекарственных препаратов.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
Из письменных пояснений представителя Заказчика также следует, что указанная закупка осуществляется исключительно для нужд федеральных льготополучателей. Источником финансирования являются средства федерального бюджета, направленные субъекту РФ на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи гражданам установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ).
В соответствии с п/п 3 ч. 1 ст. 4.1 Закона N 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, закупленными по государственным контрактам.
В силу ч.ч. 2, 5, 6 ст. 4.1 Закона N 178-ФЗ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Так, в случае использования средств не по целевому назначению, федеральный орган по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2017 N 2965-р "О распределении в 2018 году субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов" Пермскому краю на 2018 год распределены субвенции в размере 583 075,9 тыс. руб.
Следовательно, осуществление закупки для обеспечения федеральных льготополучателей лекарственного препарата "Тамсулозин" в иных лекарственных формах капсул, в том числе в форме, предложенной Заявителем, недопустимо и приведет к нецелевому расходованию финансовых средств, выделенных из федерального бюджета Пермскому краю.
Кроме того, Комиссия отмечает, что ООО "Ф-Фарм" не является производителем испрашиваемого товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком. Доказательства, позволяющих Комиссии однозначно установить факт отсутствия у подателя жалобы возможности сотрудничества с компаниями, обладающими соответствующим закупаемым Заказчиком товаром, в материалы жалобы не представлены. Иного не доказано.
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела документов, специфики объекта закупки, а также учитывая пояснения представителя Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений Закона о закупах не может быть установлено. Иного не доказано.
Антимонопольный орган также отмечает, что в установленные Законом о закупках сроки, документация подателем жалобы не обжаловалась, что в частности может свидетельствовать о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ф-Фарм" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Тамсулозин) (изв. N 0156200009918000040) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Ф-Фарм" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Тамсулозин) (изв. N 0156200009918000040) не подлежащей рассмотрению.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018