Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Суетина М.Ф. (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 136+400 - км 138+500, Пермский край (изв. N 0315100000318000039),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч. 7 названной статьи).
Согласно п/п 3 п. 3 раздела 7 конкурсной документации к предложению участника конкурса в отношении объекта закупки, подготовленному по форме 1.3, установленной в Главе VII "Образцы форм, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе" должна прилагаться пояснительная записка.
В п/п 3.1 п. 3 раздела 7 конкурсной документации установлено, что в пояснительной записке участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с требованиями нормативных документов (Приложение 2 к Заданию на разработку проектной документации), условиями проекта государственного контракта (глава VI "Проект государственного контракта"), с учетом Задания на разработку проектной документации (глава V "Техническое задание").
В п/п 3.2 п. 3 раздела 7 конкурсной документации указано, что в пояснительной записке участник закупки должен описать:
- Последовательность и порядок проведения, разработки и сдачи инженерно-геодезических работ;
- Последовательность и порядок проведения, разработки и сдачи проектных работ;
- Последовательность и порядок разработки и сдачи сметной документации;
- Взаимодействие с заказчиком при поступлении от него претензий, предложений относительно порядка исполнения контракта (на всех этапах его исполнения);
- Обеспечение работ специалистами необходимого уровня квалификации, в том числе с указанием специалистов включенных в национальный реестр (с указанием номера в реестре и даты включения);
- Материально-техническое оснащение, включая лицензионное программное обеспечение (с приложением копий лицензий на программное обеспечение;
- Календарный график выполнения работ.
Подпунктом 3.3 п. 3 раздела 7 конкурсной документации предусмотрено, что в пояснительной записке участник закупки должен описать последовательность и порядок выполнения работ с привязкой к объекту проектирования, а именно:
- предоставить фотоматериалы начала и конца рассматриваемого участка автомобильной дороги, привязанного к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и привязке к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков (схема ПОДД - является приложением к КД);
- описать обстановку пути, зафиксировать основные дефекты автомобильной дороги и её элементов (проезжей части, земляного полотна, труб, мостов, ограждения, остановочных площадок, освещение) с фиксацией даты и времени съемки, пространственного расположения на местности (фиксация GPS-координат) и привязки к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков (схема ПОДД - является приложением к КД).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч. 5 ст. 53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 25 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть: а) качество товаров (качество работ, качество услуг); б) функциональные, потребительские свойства товара; в) соответствие экологическим нормам.
В документации о закупке (Глава 3) установлены критерии оценки заявок.
Так, одним из критериев является "Качество работ".
Согласно документации о закупке, оценка заявок по данному критерию осуществляется следующим образом: Предмет оценки - Пояснительная записка в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 7 конкурсной документации, Задания на разработку проектной документации (Глава V к Конкурсной документации) и нормативными документами (Приложение 2 к Заданию на разработку проектной документации.
Расчет баллов производится следующим образом:
- отсутствие описания предложения о качестве выполняемых работ, в соответствии с пунктами 1-7 настоящего пункта
и/или
противоречия при описании предложения о качестве выполняемых работ, в соответствии с пунктами 1-7 настоящего пункта;
и/или
- отсутствие каких либо видов работ по контракту в описании работ, части требуемых сведений в предложении участника;
и/или
- предоставление информации без привязки к объекту (в соответствии с п.п 3.3 п. 3 р.7 КД) , либо представление только скопированного технического задания;
и/или
- несоответствие нормативным документам при описании предложения о качестве выполняемых работ, в соответствии с пунктами 1-7 настоящего пункта;
и/или
- отсутствие указания на специалистов включенных в национальный реестр (с указанием номера в реестре и даты включения)
При отсутствии на фотоматериалах привязки к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и (или) привязки к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков - заявке присваивается общий балл рассчитанный путем применения понижающего коэффициента 0,5 к сумме баллов по пунктам 1-7 настоящего пункта
Комиссия отмечает, что ни Закон о закупках, ни Правила не содержат перечня документов, которые подтверждают качество работ, приведенный выше порядок оценки по критерию не противоречит ни Закону о закупках, ни Правилам, коррелирует с объектом закупки.
Антимонопольный орган отмечает, что нестоимостной критерий в данном случае, "Качество работ", направлен на выявление в результате конкурса участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что раздел 7 конкурсной документации содержит правовую возможность, а не обязанность предоставления документов, что отсутствие документов не является основанием для отклонения заявки.
Доказательств обратного не представлено.
Поскольку спорный документ является предметом оценки, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
2. Заявитель также полагает, что указание в заявке сведений о календарном графике, о специалистах, состоящих в НОПРИЗ, материально-технических ресурсах участника закупки не соответствует требованиям Закона о закупках.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
Предметом контракта является проведение проектно-изыскательских работ. Из норм ст. 47, 48, 55.8 ГрК РФ следует, что участник закупки должен являться членом соответствующей СРО.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
В силу ч. 1 ст. 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Комиссия отмечает, что Правилами не установлен перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Представитель Заказчика пояснил, что выбор показателя обусловлен тем, что у Заказчика имеется возможность проверить достоверность представленной участником информации о наличии специалистов и о наличии членства в СРО.
На основании изложенного Комиссия признает данный довод Заявителя не подлежащим удовлетворению и, как следствие, не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках в данной части.
3. Заявитель также полагает, что исходя из положений п/п 3 п. 3 раздела 7 конкурсной документации следует, что для присвоения максимального количества баллов участнику закупки необходимо прибыть на место выполнения работ и осуществить предпроектное обследование. Как следствие, преимуществом обладают участники закупки, находящиеся в непосредственной близости от участка автомобильной дороги.
Представитель Заказчика пояснил, что отсутствие документов, предусмотренных, в частности п/п 3 п. 3 раздела 7 конкурсной документации, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации, что такая заявка будет рассмотрена и оценена.
Кроме того, представитель Заказчика отметил, что вскрытие конвертов выявило участников закупки из таких городов, как Киров, Уфа, Чебоксары, Ижевск.
Таким образом, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено.
Кроме того, Комиссия отмечает, что, согласно сведениям, содержащимся в едином реестре членов СРО, опубликованном на официальном сайте ИП Суетин М.Ф. (ИНН 183114009729) не является членом СРО, и, как следствие, не имеет возможности представить выписку из реестра членов СРО во второй части заявки, требование о предоставлении которой установлено в конкурсной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Суетина М.Ф. на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 136+400 - км 138+500, Пермский край (изв. N 0315100000318000039) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018