Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Яковлевой Т.И. временно исполняющего обязанности руководителя управления, членов комиссии: Китаевой И.С. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Оносовой О.С. ведущего специалиста-эксперта, отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Уваровой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую 20.04.2018 жалобу от ООО "ЧИТАДОМОСТРОЙ" (ОГРН 1137536000502/ ИНН 7536132851) на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - Комитетом градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1167536052562/ ИНН 7536158391), при проведении открытого конкурса на оказание услуг по строительному контролю и техническому сопровождению за строительством развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан- Удэ - Забайкальск и автодороги Чита - Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита - Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 - ПК 36+05" (реестровый N 0191300053518000016),
в присутствии представителей заказчика - Комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" Ярушина Д.С.- (доверенность от 26.04.2018), Митрофановой Е.А. (доверенность N 895 от 16.03.2018), , Галыго А.В. (доверенность N 1 от 18.04.2018),
в отсутствие представителя заявителя: (о времени и месте уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
20.04.2018 от ООО "ЧИТАДОМОСТРОЙ" в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба на нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком - Комитетом градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита", при проведении открытого конкурса на оказание услуг по строительному контролю и техническому сопровождению за строительством развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан- Удэ - Забайкальск и автодороги Чита - Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита - Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 - ПК 36+05" (реестровый N 0191300053518000016).
В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.
По-мнению Заявителя, в пункте 7.6. проекта муниципального контракта установлены незаконные требования к обеспечению исполнения контракта, а именно:
"По Контракту должны быть обеспечены все обязательства Исполнителя по настоящему контракту, в том числе по возмещению убытков Заказчика, причиненных неисполнением или не надлежащим исполнением обязательств по Контракту, а так же обязанность по выплате неустойки (штрафа, пени) и иных долгов, возникших у Генерального подрядчика перед Заказчиком".
Заявитель считает, что обеспечение исполнения контракта не может распространяться на возмещение убытков, так как по смыслу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимается реальный ущерб и упущенная выгода, а не исполнение обязательств на которые может обеспечиваться, например неустойка, залог, поручительство, независимая гарантия, задатком, обеспечительный платеж (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Возмещение убытков и обязательства, на которые может распространяться обеспечение не являются равнозначными понятиями (не взаимосвязаны) и применяются в гражданском праве по отдельности.
Исходя из части 2 статьи 45, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, пунктом 4 статьи 368 ГК РФ следует, что обеспечение исполнения контракта распространяется исключительно на основное обязательство по договору. При этом под основными обязательствами принято понимать, что одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу (ст. 307 ГК РФ).
Также Заявитель указывает, что Заказчик в пункте 8.5. проекта контракта уже предусмотрел условие о возмещении исполнителем убытков, следовательно, требование об обеспеченности исполнения контракта по возмещению убытков возлагает на участников закупки дополнительную нагрузку при получении банковской гарантии. Кроме того в подпункте 2 пункта 7.7. проекта контракта заказчик указал, что обязательства принципала по банковской гарантии распространяются лишь на обязательства предусмотренные пунктами 1,2., 1,3., 3,4, 3,5. проекта контракта, то есть заказчик конкретизировал перечень обязательств, на которые распространяется обеспечение и под данный перечень не попадают условия по возмещению убытков. В этой связи Заявитель считает, что пункт 7.6. не соответствует подпункту 2 пункта 7.7. проекта контракта.
Заявитель просит: признать жалобу обоснованной, приостановить заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку, выдать заказчику, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика с доводами, указанными в жалобе не согласились, указывают, что действовали в соответствии с конкурсной документацией, и требованиями Закона о контрактной системе, просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
25.12.2017 на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документация открытого конкурса на оказание услуг по строительному контролю и техническому сопровождению за строительством развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан- Удэ - Забайкальск и автодороги Чита - Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита - Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 - ПК 36+05" (реестровый N 0191300053518000016).
Дата и время начала подачи заявок 30.03.2018 16:20.
Дата и время окончания подачи заявок 20.04.2018 09:00 20.04.2018 09:00
Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам 20.04.2018 09:00
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 23.04.2018
Начальная (максимальная) цена контракта 9 277 487,43 рублей.
Согласно протоколу от 23.04.2018 N01-ОК/2018 рассмотрения и оценки заявок по открытому конкурсу всего подано 8 заявок, все признаны все соответствующими конкурсной документации. Победителем открытого конкурса признано ООО "Стройподряд".
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения представителей заказчика, представителя заявителя Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системы исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать в том числе обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
В проекте муниципального контракта, являющегося частью документации об открытом конкурсе, указано: "7.6. По контракту должны быть обеспечены все обязательства Исполнителя по настоящему контракту, в том числе по возмещению убытков Заказчика, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, а также обязанность по выплате неустойки (штрафа, пени) и иных долгов, возникших у Исполнителя перед Заказчиком".
Согласно части 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 8.5 проекта муниципального контракта установлено "Неустойка (штраф, пени) носит штрафной характер. При невыполнении обязательств по Контракту, кроме уплаты неустойки (штрафа, пени), Исполнитель возмещает в полном объеме понесенные Заказчиком убытки".
Согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Установление в документации об открытом конкурсе дополнительных условий к банковской гарантии, в том числе в части возмещения убытков, положениями Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса РФ не запрещено. Напротив, из содержания пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе следует право заказчика на формулирование условий банковской гарантии в документации об аукционе и основание для отказа в принятии не соответствующей установленным условиям гарантии.
Пунктом 7.7. проекта муниципального контракта указаны требования к содержанию банковской гарантии, в том числе в части обязательств Исполнителя, которые должны быть перечислены в банковской гарантии. В пункте 7. 6 проекта муниципального контракта указаны общие требования к обеспечению исполнения контракта. Комиссией Забайкальского УФАС установлено, что противоречий указанных выше пунктов 7.6 и 7.6 проекта муниципального контракта по отношению друг другу не имеется.
Кроме того, комиссия Забайкальского УФАС России разделяет позицию Заказчика, что условия, предъявляемые заказчиком к банковской гарантии, исполнимы, не противоречат нормам действующего законодательства, направлены на полную компенсацию понесенных убытков и иных сумм ущерба от недобросовестных действий исполнителя контракта для государственных (муниципальных) нужд при его выполнении.
Так же, на заседании Комиссии установлено, что Заявитель не является участником открытого конкурса, а какие-либо запросы заказчику о даче разъяснений положений документации в этой части не направлялись.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу ООО "ЧИТАДОМОСТРОЙ" признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: Т.И. Яковлева
Члены Комиссии: И.С. Китаева
О.С. Оносова
В.В. Уварова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 27 апреля 2018 г. N 04-03-1508
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018