Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация), Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация), масла моторные дизельные" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0519300006318000028, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 06.04.2018 поступила жалоба ООО "Изидолг" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей с документами, подтверждающими личность и полномочия, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, заказчик не обеспечили. От заказчика до начала вышеуказанного заседания Комиссии в адрес Красноярского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
Во-первых, заказчик установил требования предоставить в первых частях заявок на участие в электронном аукционе химического состава и (или) компонентов товара, показателей товаров, которые становятся известными только после испытаний определенной партии товара после его производства. Такие требования, по мнению подателя жалобы, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Во-вторых, заказчик не указал в проекте контракта идентификационный код закупки.
В-третьих, заказчиком в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе ненадлежащим образом установлен срок оплаты поставленного товара.
В-четвертых, заказчиком в проекте контракта не установлены штрафы для случая неисполнения поставщиком обязательств, не имеющих стоимостного выражения.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик представил в письменной форме возражения, в которых не согласился с доводами жалобы на основании доводов, подробно изложенных в таких письменных возражениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация), Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация), масла моторные дизельные".
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что разделе 4 "Подготовка и порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты предусмотрены аналогичные вышеизложенным требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В Приложении N 1 к Информационной карте, являющемся техническим заданием, заказчиком изложено описание объекта закупки (далее - Описание объекта закупки, Техническое задание).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в данном разделе аукционной документации заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, в том числе, требования к подлежащему поставке товару, а также к значениям показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям.
Исследовав содержащиеся в Техническом задании требования к товару, являющемуся объектом закупки, Комиссия установила предъявление заказчиком, в том числе, следующих требований к товарам:
Наименование поставляемых товаров |
Требуемые характеристики товара |
Код продукции по ОКВЭД2 |
Ед.изм. по ОКЕИ (условное обозначение) |
|
Дизельное топливо ЕВРО летнее, экологического класса К5 |
Наименование показателей |
Норма по ГОСТ 32511-2013 |
19.20.21.315 |
тонна |
Цетановое число |
Не менее 51 |
|||
Массовая доля серы, г/кг |
Не более 0,010 |
|||
Массовая доля воды, г/кг |
Не более 0,20 |
|||
Общее загрязнение, г/кг |
Не более 0,024 |
|||
Окислительная стабильность- общее кол-во осадков, г/л |
Не более 0,025 |
|||
Смазывающая способность, мм |
Не более 0,460 |
|||
Кинематическая вязкость при 400 С, см/2/с, в пределах |
0,020 - 0,0450 |
|||
Предельная температура фильтруемости 0С |
Не выше 0 |
|||
Дизельное топливо ЕВРО зимнее, экологического класса К5 |
Наименование показателей |
Норма по ГОСТ 32511-2013 |
19.20.21.325 |
тонна |
Цетановое число |
Не менее 48 |
|||
Массовая доля серы, г/кг |
Не более 0,010 |
|||
Массовая доля воды, г/кг |
Не более 0,20 |
|||
Общее загрязнение, г/кг |
Не более 0,024 |
|||
Окислительная стабильность- общее кол-во осадков, г/л |
Не более 0,025 |
|||
Смазывающая способность, мм |
Не более 0,460 |
|||
|
Кинематическая вязкость при 400 С, см2/с, в пределах |
0,015 - 0,040 |
||
|
Предельная температура фильтруемости 0С |
Не выше минус 32 |
|
|
В отношении дизельного топлива заказчиком указано, что характеристики товара установлены по ГОСТ 32511-2013(ЕN590:2009).
N |
Наименование товара |
Область применения |
Характеристики товара, требуемые показатели |
Ед. изм. |
Кол-во |
||
Наименование показателя |
Значение |
||||||
3 |
Масло моторное марки М-10В2С |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозийным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений ( по ГОСТ 17479.1-85) |
Вязкость кинематическая при 100°С, см2/с |
в пределах |
0,11-0,12 |
тонн |
80 |
Индекс вязкости |
не менее |
85 |
|||||
Щелочное число, мг КОН на 1г масла |
не менее |
4 |
|||||
Зольность сульфатная, %, |
не более |
1 |
|||||
ИЛИ | |||||||
3 |
Масло моторное марки М-10В2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозийным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений ( по ГОСТ 17479.1-85) |
Вязкость кинематическая при 100°С, см2/с |
в пределах |
0,110,005 |
|
|
Индекс вязкости |
не менее |
85 |
|||||
Щелочное число, мг КОН на 1г масла |
не менее |
3,5 |
|||||
Зольность сульфатная, % |
не более |
1,3 |
В отношении масла моторного заказчиком указано, что характеристики товара установлены по ГОСТ 12337-84 (измененная редакция N 3, 4, 5, 6) (или) по ГОСТ 8581-78 (измененная редакция N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, содержащаяся в Приложении N 5 к информационной карте, содержит следующие условия:
- Сведения, содержащиеся в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, не должны допускать двусмысленных толкований. Участнику размещения заказа в первой части своей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на каждую единицу товара (товара, применяемого при выполнении работ), являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к их характеристикам необходимо предоставить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, в отсутствии слов "должен", "типа", "эквивалент", "аналог", "превышать", "как минимум"). Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия Единой комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.
- При формировании первой части заявки участник размещения заказа указывает конкретное значение установленного заказчиком показателя в соответствии с требованиями настоящей инструкции. При указании конкретных характеристик участник обязан руководствоваться настоящей инструкцией и учесть, что указание единиц измерения всех параметров является обязательным.
- При формировании заявки, при наличии в технической части документации показателей, сопровождающихся "более", ">", "выше", "свыше", "минимальное значение", "как минимум", "превышать", "шире" - участник должен предложить показатель, превышающий такое значение.
- При наличии в аукционной документации показателей, сопровождающихся "менее", "<", "ниже", "максимальное значение", "уже" - участник должен предложить показатель, имеющий значение меньше заявленного заказчиком.
- Показатели, сопровождающиеся словами "не более", "не выше", "не должен превышать", "не превышать", "не выше", "не шире" - являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком.
- Показатели, сопровождающиеся словами "не менее", "не ниже", "не уже" - являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком. Показатели сопровождающиеся знаками "" (означает "не менее"), "" (означает "не более") являются показателями, имеющими по сути диапазонное значение (которое не может изменяться), и при составлении заявки указываются в неизменном виде.
- В случае предоставления недостоверных сведений, заявка на участие в аукционе может быть признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, что влечет за собой отказ участнику закупки в допуске к участию в аукционе в электронной форме.
Таким образом, участникам закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежит предоставить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией. При этом положения Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе предписывают участнику закупки представить конкретные значения показателей предлагаемого товара.
Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
В то же время не представляется возможным на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе, не имея в наличии необходимый для выполнения работ товар, представить в первой части такой заявки конкретные значения всех показателей закупаемых товаров "Дизельное топливо ЕВРО летнее, экологического класса К5", "Дизельное топливо ЕВРО зимнее, экологического класса К5", "Масло моторное марки М-10В2С", "Масло моторное марки М-10В2", поскольку из указанных заказчиком ГОСТ 32511-2013 "Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия" (пункты 4.2, 4.3) и ГОСТ 12337-84 "Межгосударственный стандарт. Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия" (пункт 2.2), ГОСТ 8581-78 "Межгосударственный стандарт. Масла моторные для автотракторных дизелей. Технические условия" (пункт 2.2), которым должны соответствовать значения показателей данных товаров, следует, что значения таких показателей становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Исходя из требований, установленных заказчиком к указанным товарам, а также к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, с учетом приведенных в настоящем решении требований инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участнику электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежит конкретизировать значения всех показателей закупаемых товаров "Дизельное топливо ЕВРО летнее, экологического класса К5", "Дизельное топливо ЕВРО зимнее, экологического класса К5", "Масло моторное марки М-10В2С", "Масло моторное марки М-10В2", то есть привести значения указанных показателей в виде конкретного числа без указания слов "не более", "не менее", "не выше", "в пределах".
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика при установлении требований к товарам, являющимся объектом закупки, не соответствуют пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу частей 1, 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Таким образом, заказчик на этапе заключения контракта с победителем электронного аукциона не может менять условия, предусмотренные проектом контракта, прилагаемым к документации, заказчик только включает цену, предложенную победителем электронного аукциона, и информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанную в заявке на участие в таком аукционе его участника. Значит, на этапе подготовки аукционной документации заказчик обязан включить в проект контракта все обязательные условия, а при наличии вариативности условий, в проект контракта, прилагаемый к документации об электронном аукционе, заказчик должен включить все возможные варианты условий.
Из части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе следует, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Комиссия установила, что в проекте контракта отсутствуют сведения об идентификационном коде закупки. Следовательно, указанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Проанализировав содержание проекта контракта, Комиссия установила наличие в нем пункта 2.4: "Оплата товара производиться Покупателем в порядке, установленным графиком платежей, приведенным в приложении N 2 к настоящему контракту". В названном Приложении N 2 к контракту приведен следующий график платежей:
Этапы выполнения контракта |
Срок платежа |
Процент от стоимости поставки |
Сумма оплаты, руб. |
Авансовый платеж |
Не позднее 15 банковских дней с момента заключения контракта. |
10% |
|
Отгрузка ГСМ |
до 28.04.2018 г. |
28% |
|
Передача ГСМ Покупателю в пункте поставки (подписание акта приема-передачи ГСМ, товарной накладной и транспортной накладной). |
до 26.10.2018 г. |
3% |
|
до 26.11.2018 г. |
10% |
|
|
до 31.12.2018 г. |
19% |
|
|
до 28.02.2019 |
15% |
|
|
до 31.03.2019 |
15% |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
100% |
__рублей, в т.ч. все расходы в соответствии с п.2.2. контракта - __руб. |
Таким образом, условие о сроке оплаты поставленного товара установлено заказчиком в противоречие с требованием части 13.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, рассматриваемые действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе принято Постановление от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила N 1042).
Правилами N 1042 определены помимо прочих следующие условия, имеющие значение при рассмотрении настоящей жалобы:
3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Правил N 1042):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Комиссия также отмечает, что, учитывая тот факт, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафов, предусмотренные Правилами N 1042 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Проанализировав содержание проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, Комиссия установила, что разделом 8 Проекта контракта предусмотрены условия об ответственности сторон, в том числе, следующие:
8.8.2. В случае нарушения Поставщиком обязанностей, предусмотренных в Контракте, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийных), Поставщик обязуется выплатить Покупателю штраф в размере __% от цены контракта, что составляет _____________ (__________________) руб. ____ коп. Сумма штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в процентах от цены контракта в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042: (п. 3 Правил определения размера неустойки):
- цена не превышает 3 млн руб., штраф - 10% от цены;
- цена от 3 млн до 50 млн руб. (включительно), штраф - 5% от цены.
С учетом того обстоятельства, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 366 789 279,00 рублей, а также исходя из того, что электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, заказчику необходимо было в проекте контракта установить возможные значения размеров штрафа в соответствии с подпунктами а), б), в), г) пунктов 3, 6 Правил N 1042. Вместе с тем, заказчиком установлены размеры штрафов, указанные в подпунктах а) и б) пункта 3 Правил N 1042, только для случаев, когда цена контракта не превышает 3 млн. рублей и когда составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно). При этом размеры штрафов за факты неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, заказчиком вовсе не были установлены.
Таким образом, Комиссия установила, что заказчиком при формировании условий контракта, касающихся ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушены требования части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 3, 6 Правил N 1042.
Соответственно в указанных действиях заказчика имеются нарушения части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия приняла во внимание тот факт, что на момент рассмотрения жалобы по существу аукционной комиссией заказчика были рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе, оформлен и размещен в единой информационной системе Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе. Изучив содержание указанного протокола, Комиссия выявила, что ни одна из поданных заявок не была отклонена аукционной комиссией заказчика от участия в электронном аукционе по причине предоставления несоответствующих требованиям аукционной документации сведений о товарах.
Также Комиссия отмечает, что иные нарушения требований Закона о контрактной системе были допущены заказчиком при формировании условий проекта контракта. Однако нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе при формировании условий проекта контракта, не влияет и не может влиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку, как следует из положений Закона о контрактной системе, при формировании заявки использовать положения проекта контракта участникам закупки не требуется.
Кроме того, доказательства того факта, что ООО "Изидолг" имело намерение принять участие в электронном аукционе у Комиссии отсутствуют. При этом податель жалобы не воспользовался предоставленным Законом о контрактной системе правом и не направил заказчику запрос о даче разъяснений спорных положений аукционной документации, подал жалобу на действия заказчика в адрес Красноярского УФАС России накануне дня окончания подачи заявок, кроме того не проявил интерес к рассмотрению Комиссией его жалобы по существу (на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не явился, своего представителя не направил, ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие него и его представителя при наличии уважительных причин невозможности явки в адрес Красноярского УФАС России не представил). Из указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Изидолг" не было заинтересовано в участии в электронном аукционе.
Таким образом, выявленные нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе не повлияли и не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
В связи с вышеуказанным, Комиссия посчитала возможным в рассматриваемом случае выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с участником закупки, признанным победителем.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 99 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 23, частей 4, 13.1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с участником закупки, признанным победителем.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Изидолг" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 апреля 2018 г. N 443
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018