Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного учреждения - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) и муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление по содержанию и строительству автомобильных дорог г. Норильска" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог: автодорога Норильск-Алыкель (ПК58+00-ПК63+00, ПК105+00-ПК111+00), ул. Бегичева (от ул. Талнахская до ул. Нансена)." (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300010118000313, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России 20.04.2018 из ФАС России поступила жалоба ООО "ПАРУ ГРУП" на действия уполномоченного учреждения, заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного учреждения, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14, уполномоченному учреждению, заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, уполномоченное учреждение и заказчик не обеспечили. Заказчик, уполномоченное учреждение заблаговременно представили ходатайства о проведении такого заседания в отсутствие их представителей.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, уполномоченным учреждением, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, уполномоченное учреждение, заказчик установили требования предоставить в первых частях заявок на участие в электронном аукционе химический состав и (или) компоненты товара, показатели товаров, которые становятся известными только после испытаний определенной партии товара после его производства. Такие требования, по мнению подателя жалобы, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе. В частности податель жалобы обжалует требования к показателю "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне не должно превышать, %" товара "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Марка С5. ГОСТ 25607-2009. СП 34.13330.2012. ГОСТ 8267-93", содержащегося в Ведомости требуемых материальных ресурсов (Приложение N 2 к части II Техническое задание" аукционной документации).
Во-вторых, согласно сведениям, содержащимся в единой информационной системе, извещение о проведении аукциона размещено 17.04.2018. Срок начала подачи заявок на участие также установлен на 17.04.2018 в соответствии с извещением и документацией об аукционе. Законом о контрактной системе не установлены требования к порядку установления даты начала подачи заявок, поэтому, руководствуясь положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, согласно которой законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо пользоваться положениям гражданского законодательства. В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, податель жалобы считает, что, размещая извещение о проведении электронного аукциона 17.04.2018, началом срока для подачи заявок необходимо считать 18.04.2018. Следовательно, заказчиком при определении сроков допущены формальные нарушения положений законодательства.
В-третьих, в перечне нормативно-технических документов, рекомендуемых при выполнении работ (Приложение N 3 к части II Техническое задание" аукционной документации) в пункте 4 указан ГОСТ 9128-2000013 "Смеси асфальбетонные дорожные, аэродромные и асфальбетон. Технические условия". Однако ГОСТ под таким номером не существует.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы уполномоченное учреждение, заказчик не согласились на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным учреждением были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог: автодорога Норильск-Алыкель (ПК58+00-ПК63+00, ПК105+00-ПК111+00), ул. Бегичева (от ул. Талнахская до ул. Нансена).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив Ведомость требуемых материальных ресурсов (Приложение N 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации), Комиссия установила, что заказчиком, уполномоченным учреждением были установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару, оспариваемые подателем жалобы:
N п/п |
Наименование товара (материальных ресурсов) |
Требования к товару/ характеристики |
Предложение участника аукциона |
Страна происхождения товара
|
|||
Наименование, ед.изм. |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Показатели, которые не могут изменяться |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Марка С5. СП 34.13330.2012 |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне не должно превышать, % |
|
|
Св. 25 до 35 вкл. |
указать |
указать |
В Приложении N 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации заказчиком, уполномоченным учреждением также указано, что заявка на участие в аукционе должна содержать:
- конкретные показатели используемого товара (столбец 7), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (столбцы 4 и 5) и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
- показатели, значения которых не могут изменяться, содержащиеся в столбце 6 (в том числе установленные в диапазоне значений), в "Предложении участника аукциона" (столбец 7) указываются в строгом соответствии с показателями (диапазонами), установленными в столбце 6;
- наименование страны происхождения товара (столбец 8).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара.
Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Вместе с тем, предателем жалобы в жалобе не указано обоснование его довода об избыточности установленных заказчиком требований к вышеназванным товарам, Комиссией при проведении проверки не установлены доказательства, подтверждающие обоснованность данного довода подателя жалобы.
В связи с указанным обстоятельством Комиссия приняла во внимание то, что системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товарам, используемым при выполнении работ, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым работам.
Комиссия также приняла во внимание то обстоятельство, что к спорному показателю товара "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Марка С5. ГОСТ 25607-2009. СП 34.13330.2012. ГОСТ 8267-93" Приложения N 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации заказчиком, уполномоченным учреждением предъявлены требования виде неизменных значений. Соответственно, исходя из условий рассматриваемой аукционной документации, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в отношении данного показателя необходимо указать предлагаемые значения в строгом соответствии с показателями (диапазонами), установленными в описании объекта закупки, то есть перенести из документации в свою заявку в неизменном виде.
Из вышеуказанного следует вывод о том, что содержание Описания объекта закупки позволяет участникам закупки определить действительную потребность заказчика в использовании при выполнении работ, являющихся объектом закупки, товаров и подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
В Приложении N 3 к части II "Техническое задание" аукционной документации заказчиком, уполномоченным учреждением установлен перечень нормативно-технических документов, рекомендуемых при выполнении работ, в который помимо прочего включен ГОСТ 9128-20013 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.".
Податель жалобы полагает, что указанный ГОСТ не существует. Уполномоченное учреждение, заказчик пояснили, что в данном случае имеет место техническая ошибка.
Комиссия, оценив в полном объеме содержание документации, установила, что перечень нормативно-технических документов, содержащийся в Приложении N 3 к части II "Техническое задание" аукционной документации, является рекомендуемым, то есть не обязательным, и применимым при выполнении работ, но не при подаче заявки на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, в Приложении N 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации, содержащем Ведомость требуемых материальных ресурсов, заказчиком, уполномоченным учреждением указан верный ГОСТ 9128-2013 (пункт 3 "Асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая смесь тип Б марки II ГОСТ 9128-2013").
Таким образом, допущенная заказчиком, уполномоченным учреждением техническая ошибка в Приложении N 3 к части II "Техническое задание" аукционной документации "Перечень нормативно-технических документов, рекомендуемых при выполнении работ" не влияет на процедуру определения подрядчика, не вводит участников закупки в заблуждение и не нарушает требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия не установила в рассматриваемых действиях заказчика, уполномоченного учреждения при составлении описания объекта закупки в рассматриваемой части нарушений положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В силу части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Из пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исследовав извещение о проведении электронного аукциона, размещенное уполномоченным учреждением в ЕИС, Комиссия установила, что такое извещение размещено 17.04.2018 в 10:42. Дата и время начала подачи заявок в таком извещении установлена на 17.04.2018 в 10:42, дата и время окончания подачи заявок - на 04.05.2018 в 09:00.
В пункте 4.2 части II "Сведения о проводимом электронном аукционе" аукционной документации уполномоченным учреждением, заказчиком установлены дата и время начала подачи заявок в виде "с момента опубликования Извещения", дата и время окончания подачи заявок - "04.05.2018 г.09 часов 00 минут".
Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы Закона о контрактной системе, дата и время начала подачи заявок на участие в электронном аукционе установлены заказчиком, уполномоченным учреждением верно. При этом довод подателя жалобы является необоснованным и неверно основан на норме статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку для определения момента начала подачи заявок на участие в электронном аукционе Законом о контрактной системе предусмотрена специальная норма части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 апреля 2018 г. N 498
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018