Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Норильска" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту магистрального трубопровода канализации объекта "Инженерные коммуникации (р-н Талнах, ул. Таймырская)", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строй лес" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель уполномоченного органа: Табакова О.Г. (доверенность от 12.02.2018 N3).
Податель жалобы на заседание Комиссии Красноярского УФАС России не явился, явку своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
В ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены требования к материалам (товарам) не соответствующие действующим нормативным документам, а также в аукционной документации установлены ГОСТы утратившие силу.
В позиции 15 "Доски" ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона заказчик требует характеристики товара - толщина не менее 44 мм при ширине 75 мм, не соответствующие ГОСТ 18288-87.
В позиции 67 "Бетон тяжелый" материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона заказчик требует характеристику товара с обозначением "М200", показатель которого отсутствует в ГОСТ 26633-2015. Заказчиком до сих пор используется недействующий ГОСТ 26633-91.
В позиции 70 "Щебень" материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона заказчик требует товар с фракцией, которая согласно ГОСТ 8267-93 не выпускается.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к товарам, не соответствующие положениям действующих ГОСТов.
В документации о проведении электронного аукциона заказчиком установлена неверная дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 15.04.2018.
В проекте контракта электронного аукциона идентификационный код закупки отличается от кода указанного в извещения о проведении электронного аукциона.
В адрес Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной по следующим основаниям.
Пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предписывает заказчику включать в документацию об электронном аукционе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны установить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, таким образом, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими техническими характеристиками, которые необходимы для качественного выполнения работ в сложных климатических условиях, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к включению в описание закупки использование качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика установлены в подпункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя в том числе, результаты работы, тестирования, требования, в том числе, в отношении проведения испытаний, методов испытаний, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла аукционной документации, участник закупки, с которым, по результатам электронного аукциона, будет заключен контракт, должен обеспечить соответствие применяемых материалов и результата работы требованиям предъявляемых нормативно-технической документацией, регулирующей данный вид работ.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Из указанного следует, что участнику закупки при составлении первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо перенести в столбец 8 показатели товаров, содержащиеся в столбце 7, в неизменном виде, а также представить в отношении таких товаров сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименование страны их происхождения. Указанный способ изложения требований к товарам позволяет без затруднений сформировать предложение в заявке на участие в электронном аукционе.
В соответствии с документацией в отношении технических характеристик участники закупки имеют возможность указать в виде неизменного конкретного показателя диапазон значений, предусмотренный заказчиком и соответствующими ГОСТами, что не влечет за собой ограничения доступа к участию в закупке, не вступает в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, установленные в описании объекта закупки требования (Приложение 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации) и содержат все необходимые сведения и информацию для формирования и подачи заявки добросовестными участниками.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, направленного участником такого аукциона, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день.
В случае направления участниками электронного аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе с 29.03.2018 по 17.04.2018 у заказчика существовала обязанность предоставить разъяснения положений документации о проведении электронного аукциона 16.04.2018.
Заказчиком при указании ИКЗ в проекте контракта допущена техническая ошибка, которая не затрагивает права и законные интересы третьих лиц и не влечет ограничение конкуренции или других негативных последствий для участников электронного аукциона и не может повлиять на ход закупки.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1.3 технического задания электронного аукциона требования к материалам (товарам), используемым при выполнении работ, их функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики определяются в соответствии с ведомостью материальных ресурсов (Приложение N2 к Техническому заданию).
Ведомостью материальных ресурсов приложением N 2 к техническому заданию электронного аукциона установлено: "Примечание: Заявка на участие в аукционе должна содержать:
- конкретные показатели используемого товара (столбец 8), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (столбцы 5 и 6) и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
- показатели, значения которых не могут изменяться, содержащиеся в столбце 7 (в том числе установленные в диапазоне значений), в "Предложении участника аукциона" (столбец 8) указываются в строгом соответствии с показателями (диапазонами), установленными в столбце 7;
- наименование страны происхождения товара (столбец 9).
В случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на государственные стандарты и иные документы, которые на момент составления заявки утратили силу - при составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими документами.
В случае отсутствия в описании объекта закупки указания на единицы измерения показателей (либо наличия технических опечаток в единицах измерения показателей) их следует читать в соответствии с нормами действующих государственных стандартов.
При определении характеристик материалов заказчик принял решение: при отсутствии государственных нормативных документов (ГОСТ) руководствоваться требованиями технических условий (ТУ)".
Согласно столбцу "Наименование нормативного документа" Таблицы "Ведомость материальных ресурсов" приложения N 2 к техническому заданию электронного аукциона установлены требования о соответствии характеристик товаров в том числе: ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80 (п. 15 Доски обрезные), ГОСТ 26633-2015 (п. 67 Бетон тяжелый (М200), ГОСТ 8267-93 (п. 70 Щебень из плотных горных пород).
Указанные документы являются действующими.
Кроме того, в пункте 6.2 аукционной документации "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано, что в случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на государственные стандарты и иные документы, которые на момент составления заявки утратили силу - при составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими документами.
Учитывая изложенное, из совокупности требований аукционной документации, участнику электронного аукциона представляется возможным составить первую часть заявки на участие в электронном аукционе, так как участник закупки при составлении первой части заявки должен руководствоваться действующими документами.
По позиции 15 ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также не изменяемые показатели соответствующие ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80 и не противоречащие частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ГОСТе 18288-87, ссылку на который делает податель жалобы, отсутствуют требования к размерам товара - доски обрезные.
По позиции 67 ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены неизменяемые значения показателей товара соответствующие ГОСТ 26633-2015 и не противоречащие частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По позиции 67 ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены неизменяемые значения показателей товара соответствующие ГОСТ 8267-93 и не противоречащие частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В описании ведомости материальных ресурсов электронного аукциона отсутствуют указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, при наличии неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей характеристик, позволяющих определить потребность заказчика, что не противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание заказчиком функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом выполнены требования законодательства в части описания объекта закупки по электронному аукциону.
Пунктом 7.2 документации о проведении электронного аукциона установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 15.04.2018.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона датой окончания подачи заявок является 17.04.2018.
Таким образом, заказчиком соблюден установленный Законом о контрактной системе срок.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Идентификационный код закупки - 183245705821124570100100100084322244.
В проекте контракта электронного аукциона указан "Идентификационный код закупки: 183245705821124570100100084322244".
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе Идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Следовательно, Идентификационный код закупки указывается в контракте, а не в проекте контракта.
Таким образом, при составлении документации о проведении электронного аукциона заказчиком в информационной карте допущена техническая ошибка, которая не влечет за собой неблагоприятных последствий, в том числе при заключении, исполнении и расчетах по контракту.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалобы в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Строй лес" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 апреля 2018 г. N 468
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018