Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" на действия заказчика - Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона Капитальный ремонт стены цеха биофильтров по оси А ряд 20/25 объекта: "ОС района Талнах" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строй лес" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Красноярским УФАС России при отсутствии лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, было принято решение об объединении рассмотрения жалобы, поступившей от подателя жалобы, на действия заказчика, при проведении электронного аукциона, а также жалобы ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
Податель жалобы на заседание Комиссии Красноярского УФАС России не явился, явку своего представителя не обеспечил. Заказчиком представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заказчика.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
В пункте 11.3 информационной карты электронного аукциона заказчиком установлены платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта/договора, не соответствующие платежным реквизитам для перечисления денежных средств при уклонении участника электронного аукциона от заключения контракта, указанным в извещении о проведении электронного аукциона
В ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены требования к материалам (товарам) не соответствующие действующим нормативным документам, поскольку установлены на основании ГОСТов утративших силу.
В позиции 32 "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal (или эквивалент) в баллонах по 750 мл" ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона заказчик требует характеристики товара - в баллонах по 750 мл.
В позиции 69 "Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В 7,5 (М 100)" материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона заказчик требует характеристику товара с обозначением "М100", показатель которого отсутствует в ГОСТ 26633-2015. Заказчиком до сих пор используется недействующий ГОСТ 26633-91.
В позиции 70 "Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)" материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона заказчик требует характеристику товара с обозначением "М200", показатель которого отсутствует в ГОСТ 26633-2015. Заказчиком до сих пор используется недействующий ГОСТ 26633-91.
В позиции 77 "Гипсовые вяжущие, марка Г3" материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона заказчик требует товар с маркой, которой согласно ГОСТ 125-79 не существует.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к товарам, не соответствующие положениям действующих ГОСТов.
В адрес Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной по следующим основаниям.
Заказчик имеет два расчетных счета в различных банках, на которые победитель электронного аукциона может перечислить денежные средства в качестве обеспечения исполнения договора. Функционал официального сайта закупок не позволяет разместить в извещении о проведении электронного аукциона реквизиты двух счетов, поэтому в извещении указан только один счет, а в аукционной документации два счета в различных банках (ПАО Сбербанк России и ПАО Росбанк).
Указанные в документации о проведении электронного аукциона характеристики объема используемого герметика связаны с необходимым расчетом цены выполняемой работы, и не нарушают требования Закона о контрактной системе.
Ведомость материальных ресурсов сформирована на основании локального сметного расчета. Характеристики используемого бетона, гипса, не противоречат действующим нормативно-техническим документам и не ограничивают конкуренцию участников электронного аукциона.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком указаны платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта, в том числе, номер расчетного счета - 0702810131160107964. В пункте 11.3 информационной карты электронного аукциона указаны аналогичные платежные реквизиты. Платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта также содержат указанный номер расчетного счета.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 9.2.10 информационной карты электронного аукциона требования к материалам (товарам), используемым при выполнении работ, их функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики определяются в соответствии с ведомостью материальных ресурсов (Приложение N2.3 к документации о проведении электронного аукциона).
В ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также неизменяемые показатели.
По позиции 32 ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлено требование к товару - герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal (или эквивалент) в баллонах по 750 мл, не противоречащее частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку предусмотрено представление эквивалентного товара в объеме, необходимом для надлежащего выполнения работ.
По позиции 69 ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены неизменяемые значения показателей товара - бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В 7,5 (М 100) соответствующие ГОСТ 26633-91, который является действующим, и не противоречащие частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По позиции 70 ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены неизменяемые значения показателей товара - Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200) соответствующие ГОСТ 26633-91, который является действующим, и не противоречащие частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По позиции 77 ведомости материальных ресурсов документации о проведении электронного аукциона установлены неизменяемые значения показателей товара - гипсовые вяжущие, марка Г3" соответствующие ГОСТ 125-79 и не противоречащие частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В описании ведомости материальных ресурсов электронного аукциона отсутствуют указания в отношении товарных знаков без установления эквивалентности, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, при наличии неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей характеристик, позволяющих определить потребность заказчика, что не противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание заказчиком функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Учитывая изложенное, из совокупности требований аукционной документации, участнику электронного аукциона представляется возможным составить первую часть заявки на участие в электронном аукционе, так как участник закупки при составлении первой части заявки должен руководствоваться действующими документами.
Таким образом, заказчиком выполнены требования законодательства в части описания объекта закупки по электронному аукциону.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалобы, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Строй лес" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 апреля 2018 г. N 491
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018