Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Проект" на действия заказчика - Управления социальной защиты населения администрации Центрального района в городе Красноярске (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой оргтехники для нужд УСЗН Центрального района в г. Красноярске у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019818000305, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Проект" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой оргтехники для нужд УСЗН Центрального района в г. Красноярске у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Шпилевский И.Н.(доверенность N б/н от 12.04.2018);
- представитель уполномоченного органа Серебрякова И.И. (доверенность N2 от 09.01.2018);
- представители ООО "Проект" Петухов А.В. (доверенность N8 от 11.04.2018), Наумов Н.С. (доверенность N7 от 11.04.2018).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком в проект государственного контракта, направленного в адрес подателя жалобы, как победителя электронного аукциона, необоснованно была включена цена исполнения контракта, сниженная на 15% от цены, предложенной подателем жалобы в ходе проведения электронного аукциона.
Податель жалобы в ходе проведения электронного аукциона подал предложение цены контракта в размере 324275,00 рублей, со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 15%. Заказчик прислал проект государственного контракта с ценой в размере 275633,75 рублей. Податель жалобы считает, что при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией не была проверена правомерность претендования на преференции другими участниками электронного аукциона и снятые с подателя жалобы преференции не законны, так как товара, указанного в описании объекта закупки, происхождения в странах-членах Евразийского экономического союза, в размере, позволяющем претендовать на преференции, не производится.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком и уполномоченным органом были представлены в письменном виде возражения, из которых следует, что у аукционной комиссии отсутствовали основания для признания заявок ООО "Системы Плюс" и ООО "Системные решения", которые претендовали на преференции, несоответствующими требованиям аукционной документации, а также отсутствовали основания выражать недоверие сведениям в отношении страны происхождения товаров, предусмотренных описания объекта закупки, которые были предоставлены в первых частях заявок, подтвердив их соответствующим декларациями в составе второй части заявки.
Так как участникам закупки предоставлялись преференции в отношении цены контракта в размере 15 % в том случае, если поданные ими заявки на участие содержат предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, то цена контракта участника-победителя, не претендующего на преференции, оператором электронной площадки автоматически снижается на 15 % (пункт 7 приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155). В связи с этим заказчик направил победителю электронного аукциона - подателю жалобы проект государственного контракта с ценой, сниженной на 15 % от цены, предложенной им в ходе электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика и уполномоченного органа, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой оргтехники для нужд УСЗН Центрального района в г. Красноярске у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", номер извещения 0119300019818000305.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Из части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Исчерпывающий перечень информации, подлежащей формулированию заказчиком в аукционной документации, установлен законодателем в статье 64 Закона о контрактной системе, из преамбулы которой следует, что в аукционной документации также отражается информация, размещаемая заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, перечень которой предусмотрен статьей 63 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено требование о необходимости изложения заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона (следовательно, и в положениях аукционной документации) сведений об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Требования о применении национального режима при осуществлении закупок сформулированы законодателем в статье 14 Закона о контрактной системе, из части 4 которой следует, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сформулированы в приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее - приказ Минэкономразвития России).
Пунктом 1 приказа Минэкономразвития России определен перечень товаров, имеющих происхождение из иностранных государств, в отношении которых определяются условия их допуска для целей осуществления закупок. В указанный перечень включена закупка компьютеров и периферийного оборудования, отнесенных к подклассу 26.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Комиссией установлено, что в разделе "Информация об объекте закупки" извещения о проведении электронного аукциона от 27.02.2018 товары, являющиеся объектом закупки, были отнесены заказчиком и уполномоченным органом к категориям 26.20.15.000, 26.20.18.000, 26.20.16.120 подкласса 26.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
На основании указанных выше обстоятельств, заказчиком и уполномоченным органом в разделе 4.1 аукционной документации были изложены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России.
Согласно пункту 3 приказа Минэкономразвития России при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа Минэкономразвития России в случае наличия в составе заявок на участие в аукционе документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Исходя из пункта 13 приказа Минэкономразвития России подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.
В соответствии с пунктом 7 приказа Минэкономразвития России при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа Минэкономразвития России, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Подпунктом г) пункта 8 приказа Минэкономразвития России определено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона порядок, установленный пунктами 3 - 7 приказа Минэкономразвития России, не применяется в случаях, если в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 приказа Минэкономразвития России, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
В соответствии с пунктом 11 приказа Минэкономразвития России в случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Исследовав заявку подателя жалобы (заявка N5), Комиссия установила, что указанным участником закупки были предложены к поставке товары, являющиеся объектом закупки, российского производства (позиция N1), а также товары, являющиеся объектом закупки, иностранного происхождения (позиции N2 и N3). Из интерфейса печатной формы второй части заявки подателя жалобы следует, что на преимущества, установленные в извещении о проведении закупки, участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России в размере 15 %, податель жалобы не претендует. Кроме того податель жалобы не продекларировал соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения.
Таким образом, аукционная комиссия согласно пункту 11 приказа Минэкономразвития России исчисляет доли товаров по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно приложению N2 к документации об электронном аукционе установлено следующее обоснование начальной (максимальной) цены контракта:
N п/п
|
Наименование товара |
Кол-во, шт. |
Итого начальная (максимальная) цена, руб. |
| |||
1 |
2 |
3 |
8=7*3 |
1 |
Компьютер |
2 |
60000,00 |
2 |
МФУ |
14 |
301000,00 |
3 |
Принтер |
1 |
20500,00 |
Итого |
381500,00 |
Таким образом, стоимость товаров, произведенных на территории России (государства-члена Евразийского экономического союза), составляет менее 50% стоимости всех товаров, предложенных участником закупки.
Также Комиссией было проанализировано содержание заявок на участие в электронном аукционе, поданных ООО "Системы Плюс" (заявка N 1) и ООО "Системные решения" (заявка N 2), и установлены следующие обстоятельства.
ООО "Системы Плюс" были предложены к поставке товары, являющиеся объектом закупки, российского производства (позиция N 1), а также товары, являющиеся объектом закупки, иностранного происхождения (позиции N 2 и N3). Из интерфейса печатной формы второй части заявки ООО "Системы Плюс" следует, что на преимущества, установленные в извещении о проведении закупки, участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России в размере 15 %, ООО "Системы Плюс" претендует, поскольку объем товара, произведенного на территории России (государства-члена Евразийского экономического союза), составляет более 51% стоимости всех товаров, согласно декларации участника закупки, представленной во второй части заявки.
В свою очередь, ООО "Системные решения" были предложены к поставке товары, являющиеся объектом закупки, российского производства (позиция N 1), а также товары, являющиеся объектом закупки, иностранного происхождения (позиции N 2 и N3). Из интерфейса печатной формы второй части заявки ООО "Системные решения" следует, что на преимущества, установленные в извещении о проведении закупки, участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России в размере 15 %, ООО "Системные решения" претендует, поскольку объем товара, произведенного на территории России (государства-члена Евразийского экономического союза), составляет 65% стоимости всех товаров, согласно декларации участника закупки, представленной во второй части заявки.
Комиссия отмечает, что статьи 67 и 69 Закона о контрактной системе регламентируют процедуру рассмотрения аукционной комиссией первых и вторых частей заявок, поданных участниками закупки на участие в электронном аукционе. Указанными правовыми нормами для аукционной комиссии предусмотрена обязанность в осуществлении проверки первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров. Законом о контрактной системе аукционной комиссии не вменена обязанность при осуществлении проверки первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, устанавливать степень достоверности сведений, которые участники закупки представили в поданных ими заявках. Следовательно, аукционная комиссия при рассмотрении сведений, перечень которых определен частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, представленных участниками закупки в таких заявках, исходит из принципа добросовестности участника закупки в предоставлении им в составе заявки сведений.
Таким образом, в отсутствие обстоятельств, предусмотренных подпунктом г) пункта 8 приказа Минэкономразвития России, и иных обстоятельств, предусмотренных указанным пунктом, которые позволяют не применять порядок, установленный пунктами 3 - 7 приказа Минэкономразвития России, действует порядок, предусмотренный пунктом 7 рассматриваемого приказа о том, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке изделий медицинских, отнесенных к подклассу 26.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Приказом Минэкономразвития России не предусмотрено в качестве основания для не применения порядка, установленного пунктами 3 - 7 приказа Минэкономразвития России, наличие обстоятельств, когда ни один из участников электронного аукциона не претендует на преференции, предоставление которых осуществляется в порядке приказа Минэкономразвития России. Следовательно, принимая решение об участии в электронном аукционе, условиями документации которого предусмотрено предоставление преференций в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России, участнику закупки необходимо учитывать наступление правовых последствий, предусмотренных для него пунктом 7 приказа Минэкономразвития России, в том случае если он становится победителем такого аукциона и предлагает к поставке товары как иностранного происхождения, так и происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, при этом стоимость товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Комиссия отмечает, что податель жалобы добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие на поставку оргтехники для нужд заказчика, на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, податель жалобы как участник закупки, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал в каком именно объеме и на каких именно условиях ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
Из протокола проведения электронного аукциона следует, что подателем жалобы было осуществлено предложение исполнения контракта в размере 324275,00 рублей (при установлении начальной (максимальной) цены исполнения контракта в размере 381500,00 рублей).
Аукционная комиссия уполномоченного органа протоколом подведения итогов электронного аукциона признала подателя жалобы победителем электронного аукциона, поскольку им была предложена наиболее низкая цена исполнения контракта и поданная им заявка на участие в электронном аукционе (заявка N5) соответствовала требованиям, установленным документацией о нем.
Принимая во внимание условия аукционной документации об установлении заказчиком и уполномоченным органом преференции, предоставление которой осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России, а также принимая во внимание отсутствие обстоятельств, при которых порядок, установленный пунктами 3 - 7 приказа Минэкономразвития России, не применяется, учитывая существо предложения подателя жалобы - победителя электронного аукциона в поданной заявке к поставке товаров, являющихся объектом закупки, российского производства (позиция N 1), а также товаров, являющихся объектом закупки, иностранного происхождения (позиции N2 и N3), при этом стоимость товаров российского происхождения составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся во включении в проект государственного контракта цены, предложенной подателем жалобы в ходе проведения электронного аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены контракта в ходе проведения такого аукциона, не противоречат положениям приказа Минэкономразвития России и Закона о контрактной системе.
Следовательно, вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что в действиях заказчика при заключении государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Проект" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 апреля 2018 г. N 439
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018