Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалобы) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), во исполнении решения Арбитражного суда Красноярского края от 28.12.2017 по делу N А33-10289/2017, Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 по делу N А33-10289/2017, рассмотрев жалобу Страхового акционерного общества "Надежда" (далее - САО "Надежда") на действия котировочной комиссии Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - котировочная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд администрации города Красноярска", номер извещения 0119300019817000153, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба САО "Надежда" на действия котировочной комиссии путем проведения запроса котировок "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд администрации города Красноярска" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, котировочной комиссии, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, котировочной комиссии было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Яковлева Е.А. (доверенность N04-1853 от 28.03.2018);
- представители уполномоченного органа Серебрякова И.И. (доверенность N2 от 09.01.2018);
- представители САО "Надежда" Шохина Е.В. (доверенность N546 от 18.09.2017) и Бралгина Д.В. (доверенность N32 от 05.02.2018).
Из содержания жалобы следует, что котировочной комиссией нарушен порядок рассмотрения и оценки заявки ОАО "АльфаСтрахование" на участие в запросе котировок, в связи с чем ОАО "АльфаСтрахование" неправомерно признан победителем запроса котировок.
Представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы представили письменные пояснения. Кроме того, заказчик отметил, что с ОАО "АльфаСтрахование" 24.04.2017 был заключен контракт.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом в связи с возникшей потребностью заказчика были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд администрации города Красноярска", номер извещения 0119300019817000153.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено что, заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
В силу части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе определено, что Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
При анализе извещения о проведении запроса котировок Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в соответствии с пунктом 18 извещения о проведении запроса котировок заявка на участие в запросе котировок, составленная по установленной форме (Приложение 2) подается в письменной форме в запечатанном конверте (с указанием на нем наименования объекта закупки и номера извещения в единой информационной системе), не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. К. Маркса, 95, каб. 613а, тел. 8 (391) 2261986 или в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью, и поданной с использованием единой информационной системы в срок до 10:00 часов "06" апреля 2017 года (время местное (Москва +4), перерыв на обед с 13:00 до 14:00 часов).
Согласно Приложению 2 извещения о проведении запроса котировок, заказчиком установлена форма заявки на участие в запросе котировок, согласно которой участнику необходимо указать:
- наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
- согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
- цену муниципального контракта.
Проанализировав извещение о проведении запроса котировок, Комиссия не установила, что таким извещением (в том числе, приложениями к извещению) к участникам закупки предъявлены какие-либо требования, касающиеся расчета ценового предложения, в том числе требования к показателям, которые участникам закупок необходимо использовать при расчете ценового приложения.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу, что у котировочной комиссии отсутствуют правовые основания для отклонения заявок участников закупки, как несоответствующих требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, даже при условии, что цена, предложенная такими участниками, рассчитана в диссонанс с требованиями специального законодательства (законодательства об ОСАГО).
При этом, Комиссия отмечает, что в силу требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, котировочная комиссия несет административную ответственность за действия по незаконному отклонению заявок участников закупок, ввиду чего котировочная комиссия не имеет возможности своими действиями восполнять пробелы извещения о проведении запроса котировок и проверять заявки участников не только на предмет соответствия требованиям, установленным таким извещением, но и на предмет соответствия каким-либо другим требованиям, которые, в силу специального законодательства, должны были предъявляться к участникам закупки.
Ввиду изложенного и учитывая, что заявка N3 (ОАО "АльфаСтрахование") соответствует требованиям, прямо предусмотренным в Приложении 2 извещения о проведении запроса котировок форме, предложенная им цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену, установленную заказчиком и предложенная ОАО "АльфаСтрахование" цена контракта является наиболее низкой (из всех цен, предложенных участниками закупки), Комиссия приходит к выводу, что у котировочной комиссии отсутствовали правовые основания для непризнания ОАО "АльфаСтрахование" победителем закупки. Таким образом, указанный довод жалобы не может быть признан Комиссией, как обоснованный.
При проведении внеплановой проверки, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
При этом, из положений Закона об ОСАГО, в том числе из статьи 15, следует, что документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования является страховой полис. Из изложенного следует, что при отсутствии страхового полиса все достигнутые сторонами договоренности о страховании транспортного средства не являются достигнутыми, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что страховой полис по своей правовой природе является договором страхования.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что государственный контракт на оказание услуг страхования автогражданской ответственности, отвечающий требованиям законодательства о контрактной системе, сам по себе не порождает прав и обязанностей, как договор страхования и фактически страхование транспортных средств, указанных в таком контракте, до предоставления заказчику страховых полисов на такие транспортные средства, не происходит. Из изложенного следует, что страховые полисы, фактически являющиеся договорами страхования, при заключении контракта на оказание услуг страхования автогражданской ответственности должны являться частью государственного контракта, и в соответствии с требованиями статей 34, 78 Закона о контрактной системе должны заключаться на условиях документации (извещения) и в соответствии с предложением лица, с которым контракт подлежит заключению.
В рамках рассматриваемой закупки, согласно извещению о проведении запроса котировок, страхованию подлежат 36 транспортных средств заказчика, и, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что фактически по результатам закупки будет заключено 36 договоров страхования (заказчику будет выдано 36 страховых полисов, которые удостоверяют осуществление страхования).
Из положений статей 78 и 34 следует, что контракт заключается по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что при проведении закупки услуг страхования автогражданской ответственности, с целью включения в государственный контракт цены услуг по каждому из договоров страхования, положениями извещения о проведении запроса котировок должно быть установлено требование к участникам о предложении цены по каждому из договоров страхования.
Также Комиссия отмечает, что заявка участника и/или извещение о запросе котировок должны содержать всю иную информацию, которая обязательна для включения в страховой полис в силу законодательства об ОСАГО.
Кроме того, согласно статье 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.
Указанные требования утверждены указанием Банка России N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - указание Банка России N 3384-У).
Проанализировав указание Банка России N 3384-У, Комиссия установила, что таким указанием установлены минимальные и максимальные значения базовых ставок страхового тарифа для различных категорий и назначений транспортных средств и установлены фиксированные значения коэффициентов страховых тарифов в зависимости от различных обстоятельств (например, региона страхователя, от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев и т.д.).
При этом, в силу статьи 9 Закона об ОСАГО, страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками, как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО (установленных указанием Банка России N 3384-У).
Таким образом, коэффициенты страховых тарифов являются фиксированными и не могут быть изменены участниками закупок (страховщиками), а значения базовых ставок не могут быть ниже или выше значений, установленных указанием Банка России N 3384-У, ввиду чего извещение о проведении запроса котировок должно содержать требования по расчету предлагаемой участниками цены контракта/цены договоров страхования (указанные требования могут быть установлены, в том числе посредством установления требований к форме заявки), чтобы котировочная комиссия имела правовые основания для отклонения заявок участников, ценовые предложения которых не коррелируются с требованиями законодательства об ОСАГО и по итогу закупки, заказчиком были заключены договоры страхования с учетом требований законодательства об ОСАГО, что также соответствует принципу контрактной системы об обеспечении конкуренции (добросовестной конкуренции между участниками закупок).
Ввиду изложенного и учитывая специфику заключения договоров обязательного страхования автогражданской ответственности, Комиссия приходит к выводу заказчиком (уполномоченным органом) при определении содержания извещения о запросе котировок нарушены положения статьи 73 Закона о контрактной системе, поскольку положения указанного извещения не содержат и/или не требуют от участников закупки предоставления всех сведений, которые подлежат включению в страховые полисы (в том числе, не предусматривают требования к участникам закупки о предложении цены по каждому договору страхования (на каждое транспортное средство)), и предоставляют возможность участникам закупки делать ценовые предложения, в том числе ниже минимально допустимых, установленных законодательством об ОСАГО.
Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения жалобы по существу по результатам рассматриваемой закупки заказчиком был заключен контракт (реестровый номер 3245100084017000028) и принимая во внимание системное толкование норм Закона о контрактной системе и положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что у нее отсутствуют основания для выдачи заказчику предписания об устранении выявленного нарушения.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу САО "Надежда" необоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 апреля 2018 г. N 484
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018