Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Базис" на действия аукционной комиссии государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА 47/18 "Поставка лекарственного препарата (Меропенем) для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 11.04.2018 поступила жалоба ООО "Базис" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200064318000039.
Существо жалобы: составление протокола подведения итогов электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" (далее - заказчик) и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Явку своих представителей на заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшихся 17.04.2018 в 15 часов 30 минут (время местное), после окончания объявленного перерыва 18.04.2018 в 14 часов 30 минут (время местное), податель жалобы и аукционная комиссия не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что в протоколе подведения итогов электронного аукциона отсутствуют сведения о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В протоколе подведения итогов электронного аукциона рассмотрены и признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе заявки пяти участников. При этом к аукциону было допущено 6 заявок.
От аукционной комиссии поступили письменные пояснения, в которых она не согласилась с доводами, заявленными подателем жалобы, ходатайствовала о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Меропенем) для нужд заказчика (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 22.03.2018 N0319200064318000039).
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Анализ протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2018 показал Комиссии, что он содержат информацию о порядковых номерах 6 (шести) заявок на участие в таком аукционе, которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, а также информацию об их порядковых номерах (заявки NN 3, 9, 5, 8, 2, 4), решение о соответствии указанных заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе. Довод подателя жалобы о том, что при факте допуска к участию в электронном аукционе 6 (шести) заявок в протоколе подведения итогов электронного аукциона рассмотрены и признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, заявки 5 (пяти) участников закупки, признается Комиссией несостоятельным, поскольку в соответствии с фактическим содержанием протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2018 аукционной комиссией были рассмотрены и признаны соответствующими требованиям аукционной документации заявки с порядковыми номерами 3, 9, 5, 8, 2, 4, поданные теми участниками закупки, которые фактически приняли участие в электронном аукционе.
В отношении довода подателя жалобы о том, что в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2018 отсутствуют сведения о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, Комиссия отмечает, что, во-первых, частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, регламентирующей фактическое содержание протокола подведения итогов электронного аукциона, не предусмотрено обязательное включение в содержании такого протокола сведений о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, во-вторых, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией было принято решение о признании заявок с порядковыми номерами 3, 9, 5, 8, 2, 4 соответствующими требованиям аукционной документации, следовательно, аукционной комиссией не было принято решение о признании каких-либо из указанных заявок не соответствующими требованиям аукционной документации с учетом применения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, то отсутствие сведений о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 в содержании протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2018 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии при формировании содержания протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2018, исходя из решений принятых аукционной комиссией в отношении заявок с порядковыми номерами 3, 9, 5, 8, 2, 4, отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, в результате проведения внеплановой проверки действий аукционной комиссии, совершенных ею при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе, на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (далее - Постановление N 1289).
Пунктом 1 Постановления N 1289 определено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Закупаемый лекарственный препарат (Меропенем) включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 N 2323-р.
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в пункте 4.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" документации о проведении электронного аукциона были установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями Постановления N 1289.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" в качестве документа о происхождении товара установлен сертификат о происхождении товара формы СТ-1.
В соответствии с "Положением о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Приложение 1 к Приказу ТПП Российской Федерации от 25.08.2014 N 64) сертификат о происхождении товара формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд является документом, выданным уполномоченной торгово-промышленной палатой в Российской Федерации участнику закупки, свидетельствующим о стране происхождения товаров.
На основании анализа положений аукционной документации (пункт 5.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона", Приложение N3 к указанному разделу) Комиссией установлено, что в составе второй части заявки участникам закупки необходимо было предоставить копию сертификата о происхождении товара по форме СТ-1, в соответствии с требованиями Постановления N 1289.
Ограничение, установленное Постановлением N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 Постановления N 1289, в совокупности. При этом должно быть не менее 2 (двух) удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, подтвержденной сертификатом о происхождении товара.
На основании изложенного, при наличии не менее 2 (двух) заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления N 1289, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.
Вышеуказанная правовая позиция изложена в письме Минэкономразвития России N 6723-ЕЕ/Д28и, Минпромторга России N ЦС-14384/19, Минздрава России N 25-0/10/2-1416, ФАС России N АЦ/15615/16 от 14.03.2016 "О позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России по вопросу применения положений Постановления N 1289".
При осуществлении закупок лекарственных препаратов путем проведения электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 06.04.2018 в электронном аукционе путем подачи ценовых предложений приняли участие участники NN 3, 9, 5, 8, 2, 4.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2018 аукционной комиссией были рассмотрены заявки, поданные участниками электронного аукциона NN 3, 9, 5, 8, 2, 4, и признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
При этом анализ содержания и состава указанных заявок показал Комиссии, что среди них имеется не менее 2 (двух) заявок, которые удовлетворяют требованиям аукционной документации и которые одновременно содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является Россия (с приложением сертификатов о происхождении товара по форме СТ-1), и не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя. Следовательно, на момент рассмотрения аукционной комиссией заявок NN 3, 9, 5, 8, 2, 4 на участие в электронном аукционе имелась совокупность условий, при наступлении которых подлежит применению пункт 1 Постановления N 1289, позволяющий отклонить заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранного государства.
Таким образом, с учетом содержания протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2018, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией неправомерно не были применены условия, предусмотренные пунктом 4.4 раздела "Информационная карта о проведении электронного аукциона" аукционной документации, при проведении процедуры рассмотрения вторых частей заявок NN 3, 9, 5, 8, 2, 4 на участие в электронном аукционе, что не подлежит признанию надлежащим исполнением требований части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Базис" необоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем повторного рассмотрения заявок NN 3, 9, 5, 8, 2, 4, поданных на участие в электронном аукционе. Аукционной комиссии заказчика отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2018.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Базис" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении членов аукционной комиссии.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 апреля 2018 г. N 452
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018