Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строительно-монтажный Трест N1" на действия муниципального заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Городское Жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту лестничной клетки" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 16.04.2018 поступила жалоба ООО "Строительно-монтажный Трест N1" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0519300001318000024.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы, поступившей от подателя жалобы, на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоб ООО "СТРОЙ ЛЕС", ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшихся 19.04.2018 в 17 часов 30 минут (время местное) и после окончания объявленного перерыва 20.04.2018 в 16 часов 30 минут (врем местное), присутствовали представители заказчика Кириченко О.С. (доверенность N 36-06/1273 от 11.04.2018, удостоверение личности), Васильев Н.В. (доверенность N 36-06/1480 от 19.04.2018, удостоверение личности), Максимцев А.Г. (доверенность N 36-06/1481 от 20.04.2018, удостоверение личности). Явку своих представителей с документами, подтверждающими личность и полномочия, на вышеуказанные заседания Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы, дополнений к такой жалобе, следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации в отношении позиций NN 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9 Требований к товарам установлены излишние требования к показателям товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и необходимых к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, значения которых относятся к их химическому составу и (или) компонентному составу, становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме пояснения, сообщающие о готовности заказчика в части показателей характеристик вышеуказанных товаров внести изменения в аукционную документацию.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту лестничной клетки (извещение о проведении электронного аукциона от 28.03.2018 N0519300001318000024).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в приложении N 1 "Описание объекта закупки" аукционной документации, в котором в том числе заказчиком была сформирована таблица, содержащая наименования и максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров.
В содержании указанной таблицы в Приложении N 1 к аукционной документации Комиссией были установлены следующие требования к используемым при выполнении работ товарам, оспариваемые подателем жалобы:
N п/п |
Наименование и максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемого к использованию при выполнении работ товара |
1 |
Раствор готовый кладочный цементный марки 100. Марка по подвижности Пк1-Пк4. Водоудерживающая способность растворных смесей не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не более 10%. Содержание золы-уноса не более 20% массы цемента. Марка по морозостойкости, не менее: F10. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте не менее, 1000 кг/м3. Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм, не более: 5,0. Норма подвижности по погружению конуса, см. от 1 до 14. ГОСТ 28013-98. |
2 |
Раствор готовый кладочный цементный марки 150. Марка по подвижности Пк1-Пк4. Водоудерживающая способность растворных смесей не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не более 10%. Содержание золы-уноса не более 20% массы цемента. Марка по морозостойкости, не менее: F10. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте не менее, 1000 кг/м3. Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм, не более: 5,0. Норма подвижности по погружению конуса, см. от 1 до 14. ГОСТ 28013-98. |
4 |
Олифа комбинированная. Условная вязкость при температуре (20_0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, с 20-60. Кислотное число, мг. КОН/г, не более 10. Отстой по объему, %, не более 1. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 |
6 |
Клей для облицовочных работ водостойкий (сухая смесь). Пропорция замеса 0,23-0,3 литра воды на 1 кг. Жизнеспособность раствора, не менее 4 часа после разведения. Укладка плитки до 20 минут после нанесения раствора. Коррекция плитки до 15 минут после укладки. Температура основания (при нанесении), не менее: от +5 до +30°С. Морозостойкость 35 циклов. |
7 |
Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25 розово-бежевая, светло-бежевая или светло-серая. Расход на однослойное покрытие: 80-230 г/м2. Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 22. Массовая доля летучего вещества, %, не более 20. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0_0,5) °С, с 65-140. Твердость пленки, условные единицы, не менее, по маятниковому прибору: типа М-3 - 0,13. Время высыхания при температуре (+20_2)°С и относительной влажности (65_5)% не более 24 часов. Степень перетира не более 80 мкм. ГОСТ 10503-71. |
8 |
Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25 красно-коричневая. Расход на однослойное покрытие: 80-230 г/м2. Массовая доля летучего вещества, %, не более 20. Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 22. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0_0,5)°С, с 65-140. Твердость пленки, условные единицы, не менее, по маятниковому прибору: типа М-3 - 0,1. Время высыхания при температуре (+20 +/- 2)°С и относительной влажности (65 +/- 5)% не более 24 часов. Степень перетира не более 80 мкм. ГОСТ 10503-71. |
9 |
Шкурка шлифовальная двухслойная с зернистостью более 20. Карбидкремниевая или электрокорундовая. Режущая способность шлифовальной шкурки, мм3/мин., не менее 294. Коэффициент водостойкости не менее 0,75. ГОСТ 13344-79. |
Комиссией на основании анализа ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия", ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" и ГОСТ 13344-79 "Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая. Технические условия" было установлено, что конкретные значения показателей характеристик "Марка по подвижности", "Водоудерживающая способность", "Расслаиваемость", "Содержание золы-уноса", "Марка по морозостойкости", "Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте", "Наибольшая крупность зерен заполнителя", "Норма подвижности по погружению конуса" раствора кладочного, конкретные значения показателей характеристик "Условная вязкость", "Кислотное число", "Отстой по объему", "Время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С" олифы, конкретные значения показателей характеристик "Массовая доля пленкообразующего вещества", "Массовая доля летучего вещества", "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4)", "Твердость пленки", "Время высыхания", "Степень перетира" краски МА-25, конкретные значения показателей характеристик "Режущая способность шлифовальной шкурки", "Коэффициент водостойкости" шкурки шлифовальной возможно определить в результате приемочных испытаний определенной партии товара либо только на этапе закупки определенной партии данного товара при получении документа о качестве.
Исходя из требований заказчика, установленных к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, участникам закупки надлежало представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения такого товара.
Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
В отношении характеристик "Пропорция замеса", "Жизнеспособность раствора", "Укладка плитки до 20 минут после нанесения раствора", "Коррекция плитки до 15 минут после укладки", "Температура основания (при нанесении)", "Морозостойкость" клея для облицовочных работ, характеристики "Расход на однослойное покрытие" краски МА-25 со стороны заказчика также не было представлено доказательств того, что участники закупки имеют возможность без проведения испытаний товара, без наличия такого товара в момент подачи заявки указать конкретные значения вышеуказанных характеристик требуемых заказчику товаров.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией обоснованным, вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка подателя жалобы на то, что установленное заказчиком в позициях NN 4, 7, 8 таблицы с характеристиками товаров Приложения N1 к аукционной документации требования ко времени высыхания вводит участников закупки в заблуждение, т.к. отсутствует степень высыхания краски МА-25, олифы по ГОСТ 19007-73, не отменяет того обстоятельства, что действия заказчика по установлению в аукционной документации требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки конкретных показателей характеристики "Время высыхания" краски МА-25 и олифы, при условии того, что такие показатели в силу ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия" и ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" становятся известными в результате испытаний, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влекут за собой ограничение доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-монтажный Трест N1" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Строительно-монтажный Трест N1" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 апреля 2018 г. N 473
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018