Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Северный Проект" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Войсковой части 7486 (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт зданий" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100021118000014, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России 20.04.2018 поступила жалоба ООО "Северный Проект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 (далее - Административный регламент), заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы, поступившей от подателя жалобы, на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоб ООО "Перспектива" (жалоба N 509), ООО "ЭлектроСтиль" (жалоба N 511), ООО "Реставрация СТК" (жалоба N 512), ООО "Сибирь" (жалоба N 513) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представители заказчика Иванов Д.В. (доверенность N 25/92 от 23.04.2018, удостоверение личности), Иванов Н.В. (доверенность N 25/93 от 23.04.2018, удостоверение личности), Сциборовский А.А. (доверенность N 25/94 от 23.04.2018, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии ООО "Перспектива", ООО "Северный проект", ООО "ЭлектроСтиль", ООО "Реставрация СТК", ООО "Сибирь" не обеспечили. ООО "Северный проект", ООО "ЭлектроСтиль" заблаговременно представили ходатайства о проведении такого заседания в отсутствие их представителей.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком было допущено следующее нарушение положений Закона о контрактной системе: заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ материалам с нарушением законодательства и не установлена инструкция по заполнению заявки.
В частности, податель жалобы указывает на то, что при описании требований к товару "Дюбели монтажные" (пункт 17 раздела "Технические требования к используемым товарам (материалам)" Приложения 1 "Общая информация о закупке" к аукционной документации) заказчиком указаны размеры в виде "10х130; 10х132; 10х150 мм". При этом в аукционной документации не указано, в каком значении применен символ ";". Участник закупки не может определить, какого размера дюбели монтажные необходимы заказчику: все или только один.
При описании требований к товару "Акустические панели потолочные Армстронг" (пункт 38 раздела "Технические требования к используемым товарам (материалам)" Приложения 1 "Общая информация о закупке" к аукционной документации) заказчиком перечислены все возможные типы панелей. При этом заказчиком не указано, какие именно типы панелей, какого вида и размера, ему необходимы. Участник закупки не может определить, что именно требуется заказчику.
Таким образом, податель жалобы сделал вывод о том, что участник закупки не может корректно составить первую часть заявки, поскольку не имеет четкого представления о требованиях к ее заполнению. Значения применяемых знаков в описании материалов в документации отсутствуют.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту зданий.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив аукционную документацию, Комиссия установила, что описание объекта закупки изложено заказчиком в разделах "Информация об объекте закупки", "Технические требования к используемым товарам (материалам)" Приложения 1 "Общая информация о закупке" к аукционной документации. В частности заказчиком были установлены следующие требования к используемым при выполнении работ товарам по спорным позициям 17, 38 раздела "Технические требования к используемым товарам (материалам)" Приложения 1 "Общая информация о закупке" к аукционной документации:
N п/п |
Наименование материала (товара): технические и качественные характеристики, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров для работ, установленным заказчиком требованиям. |
17. |
Дюбели монтажные размер 10х130; 10х132; 10х150 мм |
38. |
Акустические панели потолочные Армстронг - просторные помещения, где необходимо подавить "эффект эха". Это может быть бассейн, конференц-зал, учебная аудитория, крытый стадион и т.п. Базовые К ним относятся три самые распространенные серии: Оптима (Optima) - ровная гладкая поверхность панелей и делает их невероятно привлекательными. Эта серия способна обеспечить 100%-ую звукоизоляцию. Ультима (Ultima) - панели покрыты стекловолокнистым акустическим материалом с едва шероховатой текстурой, поэтому они подходят для помещений с высокими требованиями к акустике. Поверхность устойчива к царапинам. Сабиа (Sabbia) - имеют шероховатую структуру с перфорацией. Обеспечивают хорошую звуконепроницаемость.
Универсальные Сиера (Sierra) - Специальная поверхность плит обеспечивает высокую звукоизоляцию. Имеют гладкую поверхность с едва уловимой шероховатостью. Перла (Perla) - имеют кромки, обработанные по специальной технологии, за счет чего достигается непревзойденная долговечность плит. Фрикенс (Frequence) - сочетающая в себе отличные акустические и влагостойкие свойства. Поверхность декорирована мелкими "трещинками". Нива (Neeva) - плиты имеют непревзойденные звукоизолирующие характеристики, что позволяет обеспечить почти 100% защиту от шума. Поверхность у них абсолютно гладкая.
Специальные Ультима ОП (Ultima OP) - плиты обладают почти 100%-ой способностью поглощать посторонние шумы. Их поверхность абсолютно гладкая. Перла ОП (Perla OP) - оптимальное решение для помещений, в которых нужна полная тишина. Поверхность панелей имеет слегка шероховатую структуру. Ультима дБ (Ultima dB) имеют хорошее звукопоглощение- с таким потолком можно сохранить конфиденциальность в любом помещении. Имеют гладкую поверхность с едва заметной шероховатостью. Дюн дБ (Dune dB) - имеют уникальную перфорированную поверхность, которая поможет оставить все разговоры в пределах помещения. Текстура верхнего слоя плиты шероховатая и гранулированная. |
В разделе 1 аукционной документации заказчиком сформулированы требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, в том числе, следующие: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: а) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара".
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, сформулированная заказчиком в разделе 1 аукционной документации содержит следующие положения, касающиеся заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе:
- "Направляя заявку на участие в электронном аукционе, участник такого аукциона заявляет о своем согласии поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся объектом закупки, в пределах стоимости, не превышающей начальную (максимальную) цену Государственного контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 23 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом конкретное предложение о цене контракта объявляется участником электронного аукциона непосредственно во время процедуры аукциона.";
- "В соответствии с частью 3 ст. 66 44-ФЗ 1 часть заявки на участие в электронном аукционе (предложение участника в отношении объекта закупки) должна содержать, в том числе, конкретные показатели поставляемого (используемого при оказании услуг, выполнении работ) товара. В предложении указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, если такие требования предъявляются. ";
- "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров. ";
- "При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение.";
- "Предложение участника в отношении поставляемых товаров, товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, с тем же товарным знаком, что и в документации, не должно сопровождаться словом "эквивалент".";
- "Значения показателей, предоставляемых участником, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование.";
- "Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара.
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению. При этом неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям и соответственно отказу в допуске к участию в электронном аукционе.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, содержащаяся в аукционной документации, не содержит руководств к действиям участников закупки при виде неких знаков препинания, знаков, символов, слов и словосочетаний, используемых заказчиком при описании требований к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и соответственно, подлежащим указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе. В частности, инструкция не содержит указаний на действия участников закупки при виде знака препинания ";".
Ссылки заказчика на то, что в русском языке знак препинания ";" является альтернативой союзам "или", "либо", из чего следует, что участнику закупки следует выбрать, определить одно конкретное неизменяемое значение технического параметра и указать его в своей заявке, отклоняется Комиссией, поскольку данное значение знака препинания ";" не является безусловным и может быть интерпретировано участниками закупки иным образом. Вариативность толкования знака препинания ";" подтверждается фактом подачи в Красноярское УФАС России жалоб ООО "Северный проект" и ООО "ЭлектроСталь", содержащих указание на данное обстоятельство.
Кроме того, в отношении акустических панелей потолочных Армстронг заказчиком установлены требования к 11 типам (видам) данных панелей, однако также в отношении данного товара не установлена инструкция, позволяющая участникам закупки понять, потребности заказчика будет удовлетворять предложение в первой части заявки всех этих 11-ти типов или только одного из них.
Доводы заказчика о том, что заказчиком давались своевременные и полные разъяснения положений аукционной документации по оспариваемым подателем жалобы положениям аукционной документации, отклоняются комиссией, поскольку из данных заказчиком разъяснений также не ясно, каким образом участнику закупки предоставлять свое предложение в первой части заявки.
Из вышеуказанного следует вывод о том, что содержание Описания объекта закупки при отсутствии надлежащей инструкции по заполнению заявки не позволяет участникам закупки сформировать четкое представление о том, как необходимо составить первую часть заявки на участие в электронном аукционе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Северный Проект" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Северный Проект" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 апреля 2018 г. N 509
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018