Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Лозовского О.О. на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными животными на территории Ужурского района", закупка N 0119300011818000014 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Лозовского О.О. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: неправомерная отмена определения поставщика.
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно отменил определение поставщика (исполнителя).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в связи с необходимостью дополнительного исследования доводов жалобы, Комиссией был объявлен перерыв до 16 часов 20 минут 20.04.2018. После перерыва Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными животными на территории Ужурского района.
Согласно информации, содержащейся в ЕИС в отношении закупки, имеющей извещение N0119300011818000014, 07.03.2018 заказчиком было размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.03.2018 NИО1.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком был установлен следующий срок подачи заявок на участие в закупке: 28.02.2018, 17:00.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия установила, что заказчик в нарушение части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, отменил определение исполнителя N0119300011818000014 позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом, в адрес Красноярского УФАС России поступила информация из которой следует, что заказчиком отменена закупка по причине отсутствия финансирования, что фактически ведет к тому, что заказчик не сможет оплатить оказанные исполнителем (победителем закупки) услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить аукцион в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства обстоятельством непреодолимой силы необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
При этом, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Из изложенного следует, что отсутствие денежных средств не является тем обстоятельством, которое предоставляет заказчику правовые основания для отмены определения поставщика (исполнителя).
Указанный вывод Комиссии также коррелируется с судебной практикой, в том числе с Определением Верховного суда от 23 марта 2016 г. N 307-КГ16-1107.
Однако, Комиссия отмечает, что учла довод заказчика, касающийся финансирования и пришла к выводу об отсутствие вины в действиях заказчика, отменившего закупку по указанной причине, поскольку ответственность за финансирование несет иное уполномоченное лицо.
Руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1.Признать жалобу ИП Лозовского О.О. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине отсутствия финансирования, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчику не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 апреля 2018 г. N 466
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018