Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу гражданки Барбашевой Н.М. на действия заказчика - Администрации Тасеевского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в с. Тасеево в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300159718000008, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Барбашевой Н.М. на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в с. Тасеево в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель заказчика Вишняков С.В. (доверенность б/н от 25.04.2018).
Барбашева Н.М., уведомленная о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя не направила.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе. Установление Заказчиком в Документации об электронном аукционе фиксированного размера обеспечения исполнения контракта противоречит п. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов. Заказчиком не установлен срок действия муниципального контракта, что делает невозможным определения срока действия банковской гарантии. Документации об электронном аукционе не предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара. Заказчиком установлены излишние требования к документам, предоставляемым во второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в с. Тасеево в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", номер извещения 0319300159718000008.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При анализе аукционной документации Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 10 документации размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона.
Согласно пункту 6.1. проекта контракта "размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 47774.24 рублей".
При этом согласно пункту 6.2. проекта контракта "в случае, если участником закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, предусмотренном статьей 37 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в п.6.1 настоящего контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки".
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что аукционной документации и в проекте контракта предусмотрены случаи, при наступлении которых, действует то или иное положение аукционной документации (пункт проекта контракта), кроме того положениями аукционной документации и проекта контракта предусмотрена отсылка к статье 37 Закона о контрактной системе. Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На основании части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Комиссия, исследовав проект контракта, установила наличие в нем пункта 9.1, согласно которому контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
Из указанного пункта проекта контракта следует, что действие контракта связано с моментом его подписания (начало действия контракта) и до полного исполнения сторонами своих обязательств (окончание действия контракта).
Согласно условиям проекта контракта (пункты 3.2. и 5.1.1.) и сведениям пункта 3.3.3. "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" аукционной документации приемка имущества заказчиком по акту приема-передачи осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента подписания контракта.
Учитывая, что проектом контракта и аукционной документацией установлены сроки исполнения обязательств, следовательно, определены и сроки действия контракта.
Кроме того, согласно позиции Министерства экономического развития РФ, изложенной в Письме от 04.09.2015 N ОГ-Д28-12171, в случаях, когда срок действия контракта определен как момент полного исполнения обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя). Указанная позиция Комиссии находит свое подтверждение в судебной практике (дело N А33-6093/2016). Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что согласие необходимо для случаев, когда в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы. При анализе аукционной документации Комиссией не установлено указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы. Таким образом, согласие в указанном случае не требуется, довод жалобы является необоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При анализе аукционной документации Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 12.2. аукционной документации "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
4) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Документы, предоставляемые в составе второй части заявки по пункту 4 ст. 12.2 документации об электронном аукционе:
1) свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав на жилое помещение, либо иной документ, устанавливающий и (или) удостоверяющий (при наличии) право собственности на жилое помещение;
2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение (полученную не позднее одного месяца до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе);
3) в случае нахождения жилого помещения на земельном участке: свидетельство о праве собственности на земельный участок, или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав на земельный участок, либо иной документ, устанавливающий и (или) удостоверяющий (при наличии) право собственности (пользования) земельным участком, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок (полученную не позднее одного месяца до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе);
4) выписку из финансового лицевого счета, либо выписку из похозяйственной книги;
5) нотариально удостоверенное согласие супруга на продажу жилого помещения (при приобретении жилого помещения в собственность в браке);
6) заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе)".
Законодательством Российской Федерации не установлено требований к лицам, осуществляющим поставку жилых помещений, следовательно, во второй части заявки не может быть установлено требование о предоставлении правоустанавливающих документов (свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, иной документ, устанавливающий и (или) удостоверяющий (при наличии) право собственности на жилое помещение, нотариально удостоверенное согласие супруга на продажу жилого помещения (при приобретении жилого помещения в собственность в браке), свидетельство о праве собственности на земельный участок, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, иной документ, устанавливающий и (или) удостоверяющий (при наличии) право собственности (пользования) земельным участком).
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, выписка из финансового лицевого счета, либо выписка из похозяйственной книги, заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта не являются документами, подтверждающими соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, не могут быть запрошены во второй части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Заказчик, установив в пункте 12.2 документации об электронном аукционе требования о предоставлении во второй части заявки правоустанавливающих документов, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, выписки из финансового лицевого счета, либо выписки из похозяйственной книги, заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Барбашевой Н.М. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 64, 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 апреля 2018 г. N 503
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018