Дата оглашения решения: 28 апреля 2018 года город Иваново
Дата изготовления решения: 28 апреля 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей:
Администрации Ивановского муниципального района (далее - Заказчик): Салаховой Светланы Евгеньевны (доверенность N2657 от 26.04.2018),
Администрации Ивановского муниципального района в лице управления муниципальных закупок администрации Ивановского муниципального района (далее - Уполномоченный орган): Соломонова Дмитрия Николаевича (доверенность N2659 от 26.04.2018),
в отсутствие представителей ООО "ГрадПроект" (далее - Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
23.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ГрадПроект" на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на оказание услуг по инженерным изысканиям, проектной документации с использованием и оптимизацией проекта повторного использования, для строительства объекта "Строительство школы на 425 учащихся по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Богданиха" (извещение 0133300020018000055).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, Заявитель полагает, что Заказчиком в документации о закупке незаконно установлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области изыскательских работ. Также Общество полагает, что действия Заказчика также нарушают ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заказчик, Уполномоченный орган в своих возражениях на жалобу, а также их представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами жалобы. В рассматриваемом случае документацией о закупке установлено, что оказать услуги по контракту исполнитель должен лично. Следовательно, Заказчиком правомерно установлено требование о том, что участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.03.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0133300020018000055 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по инженерным изысканиям, проектной документации с использованием и оптимизацией проекта повторного использования, для строительства объекта "Строительство школы на 425 учащихся по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Богданиха", а также соответствующая документация о закупке.
11.04.2018 на официальном сайте были опубликованы измененные извещение о проведении электронного аукциона, а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 6 508 000 руб.;
2) дата и время окончания подачи заявок - 27.04.2018 08:00.
Согласно п. 28 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: выписки из реестров саморегулируемой организации (по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации"), выданные не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, который указан в извещении о проведении электронного аукциона (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе), подтверждающие, что участник электронного аукциона является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, изыскательских работ в соответствии с положениями ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона следующим требованиям:
- наличие у участника закупки права выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору на выполнение инженерных изысканий, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен соответствовать требованиям ч. 10 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации_
- наличие у участника закупки права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии)_
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
П. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1, 2 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
На основании ч. 4.1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
В силу ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями и т.д.
Согласно ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Ч. 4, 5 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями. Такая форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N58 от 16.02.2017.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования. При этом требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N58 от 16.02.2017.
П. 7 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке предусмотрено, что объектом закупки является оказание услуг по инженерным изысканиям, проектной документации с использованием и оптимизацией проекта повторного использования для строительства объекта "Строительство школы на 425 учащихся по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Богданиха".
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
П. 1.1 раздела IV документации о закупке предусмотрено, что Исполнитель обязуется в обусловленные с Заказчиком сроки оказать услуги по инженерным изысканиям, проектной документации с использованием и оптимизацией проекта повторного использования для строительства объекта "Строительство школы на 425 учащихся по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Богданиха", в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных контрактом.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика также пояснил, что услуги по контракту исполнитель должен оказать лично без привлечения иных лиц (субподрядчиков).
Учитывая изложенное, Заказчиком правомерно установлено требование о том, что действующим членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования должен быть участник закупки.
При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В отношении довода Заявителя о нарушении ст. 17 Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ГрадПроект" на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на оказание услуг по инженерным изысканиям, проектной документации с использованием и оптимизацией проекта повторного использования, для строительства объекта "Строительство школы на 425 учащихся по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Богданиха" (извещение 0133300020018000055) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 28 апреля 2018 г. N 07-15/2018-081
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2018