Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Заместителя председателя Комиссии: Силичева М.В. - и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от ООО "Перспектива" - не явился, извещен;
от ООО "Изидолг" - не явился, извещен;
от Заказчика - Нелюбина В.В., доверенность от 06.04.2018 N 3; - Квона Д.К., - директора;
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива" (далее - Заявитель-1) и ООО "Изидолг" (далее - Заявитель-2) на положения аукционной документации, утвержденной Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа (далее - Заказчик) при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Комплексная реконструкция системы теплоснабжения муниципального образования Поронайский городской округ, в том числе разработка ПСД ("Реконструкция системы теплоснабжения с. Восток, в том числе разработка ПСД")" (извещение N 0161300006018000044) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителей на положения аукционной документации, по мнению которых при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель-1 в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Положения пункта 12.1 проекта контракта не соответствуют частям 12 и 20 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик установлены антидемпинговые меры не в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в нарушение статьи 70 Закона о контрактной системе не установлена информация о возможном признании победителя уклонившимся от заключения контракта. Также не предусмотрена возможность заключения с участником аукциона, который предложил такую же цену контракта, как и победитель аукциона.
Вместе с этим, Заявитель-2 в своей жалобе приводит другие доводы:
1. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, чем ограничил Общество в участии в аукционе, так как для предоставления, надлежащего и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, необходимо провести и испытать всю партию товара заранее. Кроме того, заказчиком в техническом задании указаны товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент".
2. Заказчиком в нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе, неверно установлены штрафы в проекте контракта.
Учитывая вышеприведенные доводы, Заявители просит приостановить подписание контракта, аннулировать результаты проведения аукциона, привлечь заказчика к административной ответственности, провести внеплановую проверку на действия аукционной комиссии.
Уведомлением-требованием от 05.04.2018 N 05-1323 рассмотрение жалоб по существу назначено на 09.04.2018 15 часов 45 минут.
Заявителя на заседание Комиссии не явились, явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалоб по существу извещены надлежащим образом.
Представители заказчика представили запрашиваемые уведомлением документы, а также письменные и устные пояснения, согласно которым просят признать жалобы необоснованной.
Комиссия, заслушав представителей заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
20.03.2018 официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Комплексная реконструкция системы теплоснабжения муниципального образования Поронайский городской округ, в том числе разработка ПСД ("Реконструкция системы теплоснабжения с. Восток, в том числе разработка ПСД")" (извещение N 0161300006018000044).
Начальная (максимальная) цена контракта - 84 821 480 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 05.04.2018 в 08 часов 00 минут.
Рассмотрев жалобу Заявителя-1, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с пунктом 12.11 проекта контракта Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Законом о контрактной системе предусмотрен максимальный срок уведомления подрядчика (поставщика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем расторжении контракта, а также размещения такого решения на сайте единой информационной системе. При этом действующим законодательством в сфере закупок не ограничено право заказчика, совершать действия, предусмотренные частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в коротки сроки, которые не выходят за рамки трех дневного срока.
Таким образом, Комиссией не установлено нарушений Заказчиком действующих положений норм Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя-1 признается необоснованным.
2. Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 вышеуказанной нормы, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Начальная (максимальная) цена контракта - 84 821 480 руб. 00 коп.
В пункте 13.4 проекта контракта заказчиком установлено в случае, если предложенная участником закупки цена снижена на 25 % (двадцать пять) и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не установила нарушений, поскольку заказчиком в проекте контракта установлена на статью 37 Закона о контрактной системе, без конкретизации частей данной статьи, чем всего лишь предусмотрел антидемпинговые меры, предусмотренные законодательством.
Таким образом, второй довод Заявителя-1 признается необоснованным.
3. Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Из части 14 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Изучив аукционную документацию, Комиссией установлено, что в пункте 6.2 аукционной документации заказчиком предусмотрены условия признания победителя аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем, признается необоснованным.
Рассмотрев по существу жалобу ООО "Изидолг" Комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.
1. В силу положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе проверки аукционной документации Комиссией установлено, что в Техническом задании заказчиком указаны требования к материалам, применяемые при выполнении работ, которые установлены в соответствии с ГОСТами.
Следовательно, на основании изложенного необходимость в проведении испытаний отсутствует.
Более того, согласно инструкции по заполнению заявки указанной в пункте 3.5 аукционной документации в случае, если значение показателя определяется путем проведения испытаний, то участник может представить диапазонное значение данного показателя (в том числе, если этот диапазон имеет только нижнюю или верхнюю границу).
Вместе с тем, заявителем не представлены надлежащие доказательства того, что установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также надлежащие доказательства того, что установленные в описании объекта закупки требования влекут ограничение количества участников закупки.
Также в инструкции по заполнению первой части заявки установлено что при наличии в документации об аукционе указания на товарный знак, заказчик предполагает право участника закупки предложить к поставке эквивалентный товар (т.е. при указании в документации об аукционе на товарные знаки считать, что они сопровождаются словами "или эквивалент"), за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссия решила признать первый довод Заявителя-2 необоснованным.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 вышеуказанной статьи случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контракта (далее - Постановление N 1042) были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Изменения Постановления N 1042 вступили в силу 09.09.2017.
В ходе заседания Комиссии установлено, что заказчиком в проекте контракта ответственность сторон установлена в соответствии с требованиями действующего Постановления Правительства N 1042.
Таким образом, довод Заявителя-2 не нашел своего подтверждения, в связи с чем признается необоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации, утвержденной Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Комплексная реконструкция системы теплоснабжения муниципального образования Поронайский городской округ, в том числе разработка ПСД ("Реконструкция системы теплоснабжения с. Восток, в том числе разработка ПСД")" (извещение N 0161300006018000044) - необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Изидолг" на положения аукционной документации, утвержденной Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Комплексная реконструкция системы теплоснабжения муниципального образования Поронайский городской округ, в том числе разработка ПСД ("Реконструкция системы теплоснабжения с. Восток, в том числе разработка ПСД")" (извещение N 0161300006018000044) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Заместитель председателя комиссии М.В. Силичев
Член комиссии Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 апреля 2018 г. N 103/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2018