Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичева М.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геоматик" (далее Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации, утвержденной Администрацией муниципального образования "Курильский городской округ" (далее Заказчик, Администрация) при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение инженерных изысканий по объекту "Строительство моста через ручей Пограничный на ул.Сахалинской (с. Рейдово)" (извещение N 0361300010718000009) (далее - открытый конкурс)
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения документации утвержденной Заказчиком.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика в письменных пояснениях утверждает, что конкурсная документация не противоречит Закону о контрактной системе, а жалоба Заявителя необоснованная.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
2020.04.2018 11:40 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об открытом конкурсе N 0361300010718000009.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 022 268,43 рублей.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 14.05.2018 10:00.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ регулирующего осуществление государственными и муниципальными заказчиками закупок с целью обеспечения своих нужд, в связи с тем, что Заказчик для подтверждения опыты у участников закупки требует положительные заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства (результатов инженерных изысканий) сопоставимого характера, что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки, а также созданию преимущественных условий участия в закупке определенной категории участников.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будет являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 38 Информационной карты аукционной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. (Приложение N1 к информационной карте).
В соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок (р. 2 конкурсной документации): стоимостной критерий оценки: цена контракта (значимость критерия - 60 %); Нестоимостной критерий оценки: "Квалификация участников закупки" - (значимость критерия - 40%). Оценивается общее количество контрактов (договоров) со всеми приложениями к контракту (договору) за период с 2012 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе с копиями актов выполненных работ, подтверждающих стоимость инженерных изысканий, договоров на прохождение государственной экспертизы со всеми приложениями к ним и актами выполненных работ, положительных заключений Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства (результатов инженерных изысканий) сопоставимого характера. Стоимость работ по каждому контракту (договору) должна составлять не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта. Опыт выполненных работ за период с 2012 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подтверждается: копиями успешно исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями к контракту (договору), актов выполненных работ подтверждающих стоимость инженерных изысканий; договоров на прохождение государственной экспертизы со всеми приложениями к ним и актами выполненных работ; положительных заключений Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства (результатов инженерных изысканий), указанных в контрактах (договорах).
Комиссия установила, что Заказчик, для выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении конкурса руководствовался п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, в связи с чем, установлен показатель критерия "Опыт участника по успешной поставке, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", в том числе, положительных заключений Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства (результатов инженерных изысканий) сопоставимого характера, что, по мнению Заявителя, ограничивает круг потенциальных участников конкурса.
Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу ч. 3.2 ст. 49 ГрК РФ результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.
Согласно ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Пунктом 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N145, установлено, что заявителем при направлении документов на государственную экспертизу может выступать:
а) застройщик;
б) технический заказчик;
в) уполномоченное техническим заказчиком либо застройщиком лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы.
В соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Наличие права на земельный участок и его юридическое закрепление за правообладателем (застройщиков) подтверждаются соответствующими документами о праве на земельный участок.
Согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ технический заказчик - это лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет подрядчикам необходимые для выполнения ими работ материалы и документы, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные ГрК РФ.
Частью 15 ст. 48 ГрК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
По смыслу п. 22 ст. 1 ГрК РФ технический заказчик в отношениях с третьими лицами при направлении проектной документации на государственную экспертизу действует от имени застройщика.
Уполномоченный техническим заказчиком, застройщик лица, обратившегося с заявлением о проведении государственной экспертизы, представляет на государственною экспертизу:
- доверенность, подтверждающую полномочия действовать от имени застройщика, в которой полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально (пп "и" п. 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145);
- документы (заверенные копии договора поручения и/или агентирования и доверенности, выданной застройщиком техническому заказчику, доверенность, выданную уполномоченному лицу техническим заказчиком в порядке передоверия), подтверждающие полномочия действовать о: имени застройщика в результате передоверия техническим заказчиком полномочий, возложенных на него застройщиком договором поручения и/или агентирования и доверенностью;. В доверенности на уполномоченное лицо полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть сговорены специально (пп. "и" п. 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145).
На основании изложенного, сторонами договора о прохождение государственной экспертизы всегда является застройщик и соответствующее учреждение государственной экспертизы. Предоставить договор о прохождение государственной экспертизы, а также заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства (результатов инженерных изысканий) может только сторона договора о прохождение государственной экспертизы, то есть застройщик.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и го "доставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем, не любое юридическое лицо может быть застройщиком и не все участники закупки могут быть застройщиками.
На основании изложенного, Комиссия делает вывод, что конкурсная документация, утвержденная Заказчиком, устанавливая возможность подтверждения опыта выполненных работ за период с 2012 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе копиями договоров на прохождение государственной экспертизы со всеми приложениями к ним и актами выполненных работ, положительными заключениями Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства результатов инженерных изысканий) сопоставимого характера предоставляет преимущественное право юридическим лицам, имеющим или имевшим статус застройщика в силу своей деятельности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что утвержденная Заказчиком документация содержит требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что нарушает ч. 2 ст. 8, п. 4 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе и подтверждает обоснованность довода Заявителя.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геоматик" на положения конкурсной документации, утвержденной Администрацией муниципального образования "Курильский городской округ" при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение инженерных изысканий по объекту "Строительство моста через ручей Пограничный на ул.Сахалинской (с. Рейдово)" (извещение N 0361300010718000009) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию муниципального образования "Курильский городской округ" нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Администрации муниципального образования "Курильский городской округ" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.В. Силичев |
Члены Комиссии |
Н.А. Казанов
С.А. Дубровина |
Исп. Дубровина С..А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 апреля 2018 г. N 134/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018