Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Ванатиева Н.Р. - Помощника Руководителя Дагестанского УФАС России;
рассмотрев жалобу ИП Ахмедпашаева (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "БОТЛИХСКИЙ РАЙОН " РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0103300010916000005 на асфальтирование внутрихозяйственной дороги с. Ансалта (далее - Аукцион).
В присутствии представителя:
- Заказчика - Мажидова А.М. (доверенность N01-28 от 07.09.2016).
В отсутствии представителя:
- Заявителя - надлежаще уведомлен,
У С Т А Н О В И Л А:
09.09.2016 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер", Комиссия установила следующее.
08.09.2016 Заказчиком в Единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 500 000 руб.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что предметом закупки Заказчика являются виды работ, требующее наличия у участника закупки свидетельства СРО.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона Заказчиком указано следующее: "Наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые являются предметом настоящего аукциона (Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 23.06.2010), Градостроительный Кодекс РФ от 29.12.2004 года), которое должно содержать допуск к следующим видам работ:- 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог- 25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
В п. 18 ч. 11 документации об Аукционе указано: "Документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом открытого аукциона (членство в самоурегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые являются предметом настоящего аукциона (Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 23.06.2010), Градостроительный Кодекс РФ от 29.12.2004 года), которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
- 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
- 25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами".
Таким образом, извещение о проведении Аукциона и п. 18 аукционной документации Заказчика содержит требование о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем довод жалобы следует признать необоснованным.
2. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации не установлены требования к участникам закупки о том, что участник не может являться оффшорной компанией.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) - участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе следующее требование: участник закупки не является офшорной компанией.
Проведенный Комиссией анализ аукционной документации Заказчика показал, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки, как непринадлежность к офшорным компаниям.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3.1 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 18 ч. 11 документации об Аукционе указано: "Документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом открытого аукциона (членство в самоурегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые являются предметом настоящего аукциона (Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 23.06.2010), Градостроительный Кодекс РФ от 29.12.2004 года), которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
- 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
- 25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами".
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ. Данное лицо должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ).
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении в действиях заказчика п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3.2 В пункте 17 Раздела III Информационной карты аукционной документации установлены единые требования к участникам электронного аукциона.
Согласно подпункту 2 пункта 17 раздела III Информационной карты аукционной документации установлено следующее требование к участнику электронного аукциона:
"2) правомочность участника закупки заключать контракт".
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, установление требования о правомочности участника закупки заключать контракт не соответствует ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе (в редакции закона от 04.06.2014 г).
Вместе с тем по мнению Комиссии указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
3.3 Комиссией установлено, что в Информационной карты электронного аукциона (Раздел III документации об Аукционе) Заказчиком не установлены сроки представления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Заказчиком не установлены сроки предоставления разъяснений положений аукционной документации в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3.4 Комиссией установлено, что в составе работ, указанных в локальной смете Заказчика отсутствуют работы асфальтированию дорог.
Вместе с тем, согласно извещения о проведении Аукциона, наименованием объекта закупки является асфальтирование внутрихозяйственной дороги с. Ансалта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом описание объекта закупки Заказчика носит необъективный характер и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 10 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, ч. 4 ст. 65 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
Н.Р. Ванатиев
Исп. Ванатиев Н.Р.
67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 20 сентября 2016 г. N 1538А
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018