Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителя ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Кондракова Г.А.,
в отсутствие представителей ООО "ПремиумГрупп", уведомлены письмом Московского УФАС России от 04.04.2018 NТФ/13820/18,
рассмотрев жалобу ООО "ПремиумГрупп" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту инженерных систем в ГБУ ПНИ N2, ГБУ ПНИ N22, ГКУ ЦССВ "Сколковский", ГКУ ЦССВ "Доверие" (Закупка N 0373200041518000260) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 04.04.2018 NТФ/13820/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п. 1, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
- п.6 "Болт с шестигранной головкой тип 1": Резьба d от М6* до М36* мм;
- п.7 "Болт с шестигранной головкой тип 2": Длина стержня номинальная 130; 200; 220; 160 мм.
В своей жалобе Заявитель указывает, что ему не ясна потребность применения болтов диаметром М36 и длиной 220 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные требования к товарам установлены в соответствии с ГОСТ Р ИСО 4014-2013 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В", среди характеристик которых указаны болты диаметром М36 и длиной 220 мм. Кроме того, указанные товары применяются для установки зонтов над оборудованием, прокладки воздуховодов прямоугольных из черной, оцинкованной стали и алюминия, а также для монтажа опорных конструкций для крепления трубопроводов внутри зданий и сооружений.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. По мнению Заявителя инструкция по заполнению заявки содержит требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнении первых частей заявки в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участнику закупки допускается сделать выбор из предложенных Заказчиком в аукционной документации вариантов, а также предложить свой вариант.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не представлено сведений подтверждающих, что указанное положение инструкции препятствует подготовке заявки на участие в аукционе и может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
- п.37 "Шурупы тип 3": Диаметр резьбы (d) 6; 8 мм; Шаг резьбы (P) 3,5; 4,5 мм; Номер крестообразного шлица 3; 4 мм.
В своей жалобе Заявитель указывает, что соответствии с таблицей 1 ГОСТ 1144-80 для диаметра резьбы (d) равному 6 мм шаг резьбы составляет 2,5 мм, а также для номера крестообразного шлица "4" диаметром резьбы 10 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены в нарушение п.1, п.2, ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.47 "Шпатлевка": Последующие работы спустя > 10 час.
В своей жалобе Заявитель указывает, что ему не ясно, что подразумевается под данным требованием.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанное требование к товару установлено в соответствии со сведениями поставщиков (производителей) указанного товара.
Заявителем в составе жалобы не представлено сведений, каким образом указанное требование к товару вводит участников закупки в заблуждение и не позволяется подготовить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
- п. 63 "Плитки керамические глазурированные для внутренней облицовки гладкие, белые и цветные (однотонные), квадратные и прямоугольные": Глазурь может быть блестящей или матовой, прозрачной и заглушенной.
В своей жалобе Заявитель указывает, что участнику закупки не представляется возможным указать конкретное значение данного показателя, так как в инструкции отсутствует трактовка термина "может быть".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанное требование к товару установлено в соответствии с соответствующим ГОСТ.
Вместе с тем установлено, что требование о соответствии указанного товара нормативной документации в документации об аукционе не установлено, а также инструкция по заполнению заявки не содержит правил чтения термина "может быть".
Таким образом, требование к товару установлено в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.65 "Земля растительная" Содержание торф до 70* %; Содержание плодородной почвы до 30 %; Содержание песка от 12* %.
В своей жалобе Заявитель указывает, что не представляется возможным указать конкретное значение данного показателя, так как заказчиком не указано исчерпывающий ли это перечень состава и сумма должна быть равна 100% или подразумевается наличие и других компонентов (кора, опилки и т.д.) и в таком случае сумма указанных трех компонентов должна быть менее 100%, а также, для указания конкретного процентного содержания компонентов необходимо проведение лабораторные испытания.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что аукционная документация и инструкция не содержит требований к 100 процентному составу указанного товара.
Кроме того, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы в части установления избыточных требований к указанному товару, в том числе обоснование ввиду чего указанные требования являются избыточными и подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
- п.67 "Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые),плотные, с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов".
В своей жалобе Заявитель указывает, что ГОСТ 9128-2013 не содержит сведений о теплом виде смеси.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанный вид смесей установлен в соответствии с Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий и Технологией работ по укладке асфальтобетонных смесей, вместе с тем, требование о соответствии вышеуказанной нормативная документация аукционной документацией не установлена, в то время как ГОСТ 9128-2013 не содержит сведений о теплом виде смеси, что нарушает п.1 ч1. ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.70 "Выключатель автоматический тип 1 КЭАЗ": Номинальный ток 10, 20, 30, 40; Номинальное поперечное сечение присоединяемых проводников 4,0-25,0.
Комиссией Управления установлено, что согласно Таблице 5 ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" для поперечного сечения медных проводников, присоединяемых к резьбовым выводам с номинальным током до 13 А включительно диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников до 2.5 мм2, а согласно таблице L2 для поперечного сечения алюминиевых проводников, присоединяемых к винтовым выводам до 13 А включительно диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников до 4 мм2.
Кроме того, согласно инструкции Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что позволяют указать значения в соответствии с аукционной документацией, но противоречащие ГОСТ.
- п.78 "Рулоны теплоизоляционные K-FLEX": Температура применения -50*...+110* °С.
В своей жалобе Заявитель указывает, что указанное требование относится не к характеристике материала, а к выполняемым работам, а также температура применения теплоизоляционных материалов K-FLEX составляет от -200 до +105 градусов цельсия.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно сведениям с официального сайта производителя товара температура применения для рулонов K-FLEX Air температура применения От -30 до +80 °С.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
- п.88 "Цемент общестроительный": Тип портландцемента: быстротвердеющий; не применяется; Вид цемента: [ПЦ - Д5]; [ПЦ - Д0]; [ПЦ - Д20].
В своей жалобе Заявитель указывает, что по параметру "тип портландцемента" заказчик допускает указание быстротвердеющего цемента, а по параметру "вид цемента" такое не предусмотрено.
Комиссией Управления установлено, что согласно ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" обозначения быстротвердеющего цемента - Б.
В то время как, Заказчиком для показателя "вид цемента" не предусмотрена возможность указания быстротвердеющего портландцемента, требование к которому установлено для показателя "Тип портландцемента".
Таким образом, требование к товару установлено в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.100 "Сифон": Пропускная способность 0,15 л/с.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно п. 5.2.1 ГОСТ 23289-94 пропускная способность зависит от назначения сифона и указывается в виде конкретного значения. Кроме того, ГОСТ 23289-94 утратил силу с 01.04.2017 года.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что товары по данному ГОСТ производятся и есть в наличии у поставщиков.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование к показателю "Пропускная способность" установлено в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПремиумГрупп" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А.. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 апреля 2018 г. N 2-57-4271/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.05.2018