Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Нагатинский затон": А.А. Даровских,
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО": Н.А. Ходановой,
в отсутствие представителей ООО "Азбука защиты": И.А. Денисова, уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 22.03.2018 NТФ/13156/18,
рассмотрев жалобу ООО "Азбука защиты" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Нагатинский затон" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию зоны досуговой инфраструктуры по адресу: г. Москва, ул. Судостроительная д.11 к.2, проспект Андропова д.17 к.3, проспект Андропова д.17 к.5. (Закупка N0373200086718000107) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 22.03.2018 NТФ/13156/18.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в технической части аукционной документации установлены избыточные требования к товарам, применяемым при выполнении работ, в частности:
- п.6 "Асфальтобетонная смесь": "Предел прочности при сжатии при температуре 50оС", "Предел прочности при сжатии при температуре 20оС", "Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения", "Водостойкость", "Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре", "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0оС и скорости деформирования 50 мм/мин";
- п.10 "Растворы цементные": "Водоудерживающая способность";
- п.18 "Крошка резиновая гранулированная": "Условная прочность при растяжении", "Относительное удлинение при разрыве", "Потеря массы при сушке";
- п.13 "Щебень": "Потеря массы при испытании по дробимости щебня в сухом состоянии", "Потеря массы при испытании по дробимости щебня в насыщенном водой состоянии", "Потеря массы при испытании на истираемость", "Кол-во циклов потеря массы после испытания на морозостойкость";
При этом Заявитель указывает на то, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так например, согласно п.6.9 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе: водостойкость при длительном водонасыщении для горячих смесей; пределы прочности при сжатии, при 20 °С до прогрева и после прогрева для холодных смесей, при 50 °С и 0 °С для горячих смесей, сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения и сцеплению при сдвиге; трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин".
Также Заявитель указывает, что требования к характеристикам товара по п.8 "Семена газонных трав (смесь)" являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства используемый при выполнении работ.
Так например, Заказчиком установлено требование о предоставлении конкретных значений в том числе по следующим параметрам: "Содержание наиболее вредных сорняков", "Содержание сорняков", "Всхожесть", "Содержание семян других видов трав", "Чистота семян". В соответствии с п.2 ГОСТ Р 52325-2005 "Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия", всхожесть семян определяют путем проведения испытаний по ГОСТ 12038-84 для каждой отдельной партии товара. Чистоту семян определяют путем проведения испытаний по ГОСТ 12037-81 для каждой отдельной партии товара.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам вышеуказанным товаров, а также обосновать необходимость использования указанных показателей.
Таким образом, требования аукционной документации Заказчика к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться.
При этом вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров и характеристиками предельных отклонений, а также характеристиками компонентного состава и характеристик товаров, не влияющих на качество оказания услуг являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Азбука защиты" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Нагатинский затон" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова (495) 784-75-05 (179)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 марта 2018 г. N 2-57-3545/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.05.2018