Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника правого отдела П.Б. Дмитриева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей ФКУ "ГУ "ВО Минфина России": Е.С. Унишковой, В.Н. Лучина,
в отсутствие представителей ООО "Изидолг", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 26.03.2018 NТФ/13907/18,
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей марок ФОРД, БМВ, Тойота, Хендай Портер, ЗИЛ-ММЗ, погрузчик LOGUST-L752, трактор Т-25 для обеспечения государственных нужд (Закупка N0373100077418000021) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.03.2018 NТФ/13907/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерных требований к составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
В силу п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заявитель в своей жалоб указывает, что Заказчиком в п. 6.3 Технического задания в нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к составу второй части заявки на участие в аукционе: "Исполнитель обязан иметь достаточный штат подготовленных специалистов высокой квалификации, прошедших обучение, для производства любых видов работ (услуг), связанных с ремонтом и обслуживанием автомобилей".
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к составу второй части заявки на участие в аукционе установлены в п. 17 Информационной карты аукционной документации и не содержат вышеуказанного требования. Вместе с тем, требование, содержащееся в п. 6.3 Технического задания, установлено в документации непосредственно к Исполнителю по контракту и не требует какого-либо документального подтверждения в составе заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель также указывает, что Заказчиком при формировании аукционной документации выбран неверный код ОКПД2.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код ОКПД2 45.20.11.100 - "Услуги по обычному (текущему) техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов".
Вместе с тем в п. 5 и п. 5.3 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлено следующие требования к оказываемым услугам: "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) работ (услуг): шиномонтажные, шиноремонтные, ремонт камер. Услуги диагностики электронного управления и электрооборудования инжекторных двигателей проводится с применением оборудования, позволяющего автоматически считывать ошибки электронных систем, выявлять повреждения, некорректную работу устройств, узлов и агрегатов автомобиля".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом контракта является выполнение в том числе и иных работ по обычному (текущему) техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, которые являются преобладающими над объемами работ по ремонту электрооборудования, шин и кузовов, в связи с чем, Заказчиком выбран код ОКПД2 наиболее полно описывающий предмет закупки и позволяющий потенциальным участникам найти такую закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, указывающих каким образом выбор данного ОКПД2 ограничивает количество участников закупки, а также нарушает законные права и интересы самого Заявителя. Также Заявитель не указано иного кода, который, по его мнению, наиболее полно и точно подходит под установленный Заказчиком объект закупки.
На основании вышеуказанного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Также Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч.5,8 и 10 ст.99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
На основании п.2 ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль, в том числе, за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок; б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
В связи с тем, что контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках, осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами, довод Заявителя о том, что Заказчиком неверно выбран код ОКПД2 Комиссией Управления не рассматривается.
При этом, Заявитель не лишен права обжаловать выбор данного кода в соответствующем уполномоченном органе.
3. Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком ограничений возможности участия индивидуальных предпринимателей и иных юридических лиц, применяющих упрощенную форму налогообложения и не являющихся плательщиками НДС.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Заказчиком в проекте Контракта установлено: "8.8. Требования к условиях выполнения работ (оказания услуг): Предоставлять уполномоченному представителю Заказчика нарочно с 8.00 до 17.00 в рабочие дни, в пятницу с 8.00 до 15.30, платежные документы (счет-фактура, акт выполненных работ (оказанных услуг).
6.1 Цена настоящего Контракта составляет _______ рублей, в том числе НДС-18%".
Заявитель в своей жалобе указывает, что в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Кроме того, счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта включает в том числе налог на добавленную стоимость, в соответствии с чем, цена, на которую по итогам проведения электронная аукциона заключается государственный контракт, также включает такой налог. Исключение строки НДС из обоснования начальной (максимальной) цены контракта, повлекло бы за собой невозможность обоснования цены контракта, что является нарушением в силу прямого указания статьи 22 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также создания преимущественного положения для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем, согласно ч. 3.1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения не лишены права оформления счета-фактуры и уплаты налога на добавочную стоимость.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Также следует учитывать и правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации относительно права Заказчика включения суммы НДС в аукционную документацию и проект государственного контракта, изложенную в Определении от 26.06.2015 N306-КГ15-7629.
4. Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены различные суммы начальной (максимальной) цены контракта, что вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в Извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информации о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в п. 9 Информационной карты аукционной документации установлено следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта с учетом НДС: 9 500 000,00 руб. (Девять миллионов пятьсот тысяч рублей 00 копеек). Начальная (максимальная) цена государственного контракта установлена на основании маркетингового исследования рынка. Общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей: Общая начальная (максимальная) цена запасных частей: 14 130 855 223,64 руб. Общая начальная ( максимальная) цена единицы работы (нормо-час):
- для автомобилей ТОЙОТА -2 716,67 руб. (две тысячи семьсот шестнадцать рублей 67 копеек);
- для автомобиля марки Хендай Портер - 2 566,67 руб. (две тысячи пятьсот шестьдесят шесть рублей 67 копеек);
- для автомобилей марки ФОРД - 2 566,67 руб. (две тысячи пятьсот шестьдесят шесть рублей 67 копеек);
- для автомобилей марки БМВ- 4000,00 руб. (четыре тысячи рублей 00 копеек);
-для автомобилей марки ЗИЛ-ММЗ, погрузчик LOGUST-L752, трактор Т-25 - 2533,33 руб. (две тысячи пятьсот тридцать три рубля 33 копейки).
Аукцион проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены запасных частей и начальной (максимальной) цены единицы услуги на шаг аукциона. При заключении государственного контракта начальная цена единицы услуги (одного нормо-часа) и начальные цены запасных частей определяются путем снижения каждой из указанных в разделе 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ настоящей документации начальной (максимальной) цены единицы услуги и начальных (максимальных) цен запасных частей пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены единицы услуги и общей начальной (максимальной) цены запасных частей по результатам проведения аукциона".
В соответствии с требованиями п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчиком в аукционной документации установлена цена контракта, на которую заключается контракт с победителем электронного аукциона и в рамках которой победитель аукциона будет оказывать услуги в соответствии с предметом контракта, а также общая цена, включающая цену запасных частей, которые могут потребоваться в рамках исполнения государственного контракта, и стоимость единицы услуги, снижение которой предусмотрено в рамках проведения электронного аукциона, что однозначно установлено в Информационной карте аукционной документации.
Таким образом, в аукционной документации Заказчика отсутствуют противоречивые сведения в отношении начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем, рассматриваемый довод жалобы Заявителя признан Комиссией Управления необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Изидолг" на действия ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" необоснованной.
3. Снять ограничение на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенное письмом Московского УФАС России от 26.03.2018 NТФ/13907/18.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии П.Б. Дмитриев
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
Е.А. Миронова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 марта 2018 г. N 2-57-3713/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018