Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника правового отдела П.Б. Дмитриева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБУ "РДКБ" Минздрава России: М.А. Румянцевой, Е.Л. Плотниковой,
ООО "Союзпродсервис": А.Ю. Рутковского,
рассмотрев жалобы ООО "Союзпродсервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении конкурсов в ограниченным участием на право заключения государственных контрактов на поставку продуктов питания (Закупки NN 0373100045318000042, 0373100045318000043, 0373100045318000044, 0373100045318000045) (далее - конкурсы, конкурсы с ограниченным участием) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсных документаций, противоречащих законодательству об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.03.2018 NТФ/14072/18, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление в конкурсных документациях неправомерного порядка оценки заявок по нестоимостным критериям.
Согласно ч.3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 29 Правил установлено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Заказчиком в конкурсных документациях установлен следующий порядок оценки по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Показатель 1. "Функциональные, потребительские свойства товара"
В рамках показателя оцениваются качественные, функциональные, экологические, органолептические и иные характеристики продуктов питания, улучшенные по отношению к требованию Приложения N1 к Техническому заданию ; сведения по организации поставки продуктов питания:
Коэффициент значимости К3=0,1
Максимальное значение показателя (НЦБi) - 100
Порядок оценки:
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от совокупности признаков, которые позволяют выявить лучшие по сравнению с другими участниками закупки предложения.
При этом оценка по данному показателю критерия производится комиссией в зависимости от количества товаров в процентах от общего количества наименований товаров (количества позиций Приложения 1 к Техническому заданию) в отношении которых в предложении участника закупки о качестве улучшены характеристики.
В целях оценки по настоящему показателю устанавливается шкала предельных величин значимости показателей оценки:
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для менее 10% от количества наименований пищевых продуктов, а так же не представлено предложения о качестве товаров с характеристиками, соответствующими характеристикам товаров, установленным требованиям ч.III Технической части - 0 баллов (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для 10-20% (не включая 20%) от количества наименований пищевых продуктов - 40 (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для 20-40% (не включая 40%) от общего наименований пищевых продуктов - 50 (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для 40-60% (не включая 60%) от количества наименований пищевых продуктов - 70 (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик от 60% и более от количества наименований пищевых продуктов - 100 (Ki).
Под улучшением сорта (класса, группы, категории) товара понимается предложение товара, обладающего более высоким по сравнению с требованиями Технического задания сортом (классом, группой, категорией). Например, высший сорт выше первого, первый сорт выше второго. В случае указания сорта в сопровождении со словами "не ниже", слова "не ниже", подразумевают обратный отсчет, например, первый сорт выше второго, второй сорт выше третьего, первая группа (категория) выше второй.
Указание в предложении участника сведений о сорте (классе, группе, категории) для товара в отношении которого в Техническом задании не указан сорт (класс, группа, категория), считается предоставлением улучшенных характеристик, при условии, что предлагаемый сорт (класс, группа, категория) будет не ниже первого (первой). Например, если в Техническом задании сорт товара не указан, а в Предложении о качестве участником предоставлены сведения о сорте (например, указывается первый сорт), это будет считаться улучшенной характеристикой.
Порядок начисления баллов: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi=КЗхKi,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается".
Согласно доводам жалобы, из приведенного порядка оценки участникам закупки не представляется возможным определить по каким именно характеристикам Заказчик требует улучшение, поскольку закупаемые продукты не имеют определенного класса, сорта или категории.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить необходимость установления критериев оценки подобным образом, а также порядок присвоения баллов по указанному критерию участникам закупки, учитывая, что требуемый к поставке товар, в частности картофель, хлеб, мясо, не подразделяются по ГОСТ на сорта, классы и категории.
Также Заказчиком в конкурсных документациях установлен следующий нестоимостной критерий оценки конкурсных заявок:
"Показатель 1. Обеспеченность участника трудовыми ресурсами.
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,7
Максимальное количество баллов - 70
В рамках показателя оценивается количество у участника закупки руководителей подразделений и ключевых специалистов, в т.ч. водителей-экспедиторов, кладовщиков, контролеров, бухгалтеров и др., осуществляющих трудовую функцию по трудовому договору с Участником конкурса, иному договору гражданско-правового характера, привлекаемых к исполнению контракта.
Предоставленные сведения подтверждаются:
1. Заполненной формой: ФОРМА "Обеспеченность участника трудовыми ресурсами", установленной в Приложении к порядку оценки заявок.
2. копия формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за отчетный период, предшествующий последнему отчетному периоду на момент окончания срока подачи заявок.
3. копии трудовых книжек в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор и место работы является для них основным; копию трудового договора в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор совместителя; копии гражданско-правовых договоров в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен гражданско-правовой договор.
4. копиями согласий на обработку персональных данных, данных каждым работником, иным лицом, с которым у Участника заключен гражданско-правовой договор, в отношении которых Участник предоставляет документы, содержащие персональные данные (в том числе сведения о Фамилии, Имени, Отчестве, дате рождения, должности и т.п. данные, которые относятся к персональным в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
При оценке по данному критерию не будут учтены работники, в отношении которых не предоставлены какие-либо из вышеперечисленных документов, в том числе форма "Сведения о работниках". Непредоставление вышеуказанных документов не является основанием для отклонения заявки участника.
Порядок оценки:
Общий балл по данному показателю определяется из обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами, выражающейся в количестве осуществляющих трудовую функцию по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера с Участником конкурса работниках из расчета 1 балл за каждого работника. Для оценки будет использовано количество работников, указанное в предоставленной Участником в состав заявки копии формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за последний истекший отчетный период на момент окончания срока подачи заявок. При этом, в отношении каждого работника должны быть предоставлены подтверждающие документы: копия согласия на обработку персональных данных, форма "Сведения о работниках" и иные документы.
В случае, если в отношении не всего числа работников, указанных в форма СЗВ-М предоставлены подтверждающие документы, к оценке будут принято только то количество единиц работников, в отношении которых предоставлены подтверждающие документы.
Общий балл по данному показателю определяется из оценки общего количества работников в соответствии с формулой, установленной с п. 23 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (из расчета 1 балл за каждого предложенного и подтвержденного работника);
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставление участником Закупки копии формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за отчетный период, предшествующий последнему отчетному периоду на момент окончания срока подачи заявок, поскольку такие сведения не могут носить объективный характер в отношении обеспеченности трудовыми ресурсами, в связи с тем, что сведения, содержащиеся в указанной форме, характеризуют количество сотрудников, в том числе и работающих по договорам гражданско-правового характера, за истекший период, следующий перед отчетным. При этом, Заявитель указывает, что после формирования такой формы, в штат участника закупки могут быть наняты новые сотрудники, которые не будут отображены в форме СЗВ-М.
Также Заявитель указывает, что наличие у участника закупки согласия на обработку персональных данных физического лица не подтверждает наличие трудовых отношений между физическим лицом,которое представило такое согласие и участником закупки.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что поскольку для целей оценки заявок участники предоставляют в числе прочих предоставляют документы, содержащие персональные данные: копии трудовых книжек и/или копии договоров, то он должен получить согласие на обработку таких данных. В свою очередь, Заказчик, выполняя установленную обязанность хранить заявки участников, в том числе будет осуществлять и хранение персональных данных, на что обязан иметь согласие соответствующего субъекта персональных данных в соответствии с нормами Закона о персональных данных. Также представители Заказчика пояснили, что форма СЗВ-М сдается в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ежемесячно и содержит в себе сведения о каждом работающем у лица застрахованном лице. Таким образом, указанная форма отражает сведения о каждом сотруднике участника закупки, в том числе работающих по договору гражданско-правового характера, что не может быть подтверждено копиями трудовых книжек, а также в обязательном порядке имеется у каждого участника закупки, поскольку является обязательной.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что установление таких требований к документам, подтверждающим наличие трудовых ресурсов у участника закупки, нарушает права и законные интересы Заявителя, а также подтверждающие, что установление таких требований ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя в части установления неправомерных критериев оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и нарушении Заказчиком положений ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалоб, Заказчиком в конкурсных документациях размещена Инструкция по предоставлению сведений в конкурсной заявке, содержащая положения, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников конкурса или ограничение доступа к участию в конкурсе.
Комиссией Управления установлено, что в составе конкурсных документаций Заказчиком размещена Инструкция по предоставлению сведений в составе заявки, содержащая в том числе описание символов, слов, союзов, применяемых при описании объекта закупки Заказчиком, в том числе содержит следующие положения:
- "Значение показателей по параметрам: "фракция", "температура эксплуатации", "температура применения", "температура нанесения", "температура хранения", "зона ограничения яркости", "концентрационные пределы воспламенения", "относительная влажность", "условия хранения", "массовая доля влаги", "влажность", "остаточный срок годности" должны быть указаны в диапазонах, с учетом требований к такому значению, установленных в аукционной документации". Согласно доводам жалобы, указанные параметры не могут применяться при описании продуктов питания.
- "Представленные требования к качеству, техническим характеристикам товара к разновидности товара (например: ассортимент, категория, сортность, упаковка, объем упаковки, форма фасовки и т. п.) в рамках описания единицы объекта закупки продукции, в том числе в рамках неизменяемости показателей, предполагают поставку в количестве равных пропорций относительно общего объема, установленного в Приложении N1 Требования к качественным, функциональным, экологическим, органолептическим и иным характеристикам пищевых продуктов". Согласно доводам жалобы, указанное положение инструкции указывает на необходимость самостоятельного определения участниками закупки определить количество товара определенного сорта, категории, типа и объема упаковки.
- "Участник конкурса с ограниченным участием в своей заявке обязан указать установленный государственным стандартом или установленный производителем срок годности/хранения товара в отношении каждой позиции, поскольку данные сведения относятся к качественным характеристикам товара; при поставке продуктов питания остаточный срок их годности/хранения должен соответствовать требованиям настоящей документации". При этом, Заявитель указывает, что требование об указании срока годности или срока хранения в отношении каждой позиции неправомерно, поскольку срок годности или срок хранения не относится к качественным характеристикам товара.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что размещенная Инструкция является типовой для всех закупок, проводимых Заказчиком, при этом установление положения относительно требований к фракции, температуры эксплуатации и т. д. не может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку при описании объекта данных закупок такие слова и словосочетания не используются, в соответствии с чем данное положение Инструкции не применяется. Также представители Заказчика указывают, что требование Инструкции в отношении объемов товаров не содержит обязанности участников закупки самостоятельно рассчитывать объемы товаров, а лишь указывает на то, что в случае, когда требования к товарам содержат указание на необходимость поставки товара нескольких видов, то такие виды должны поставляться в равной пропорции относительно общего объема затребованного Заказчиком.
В отношении срока годности представители Заказчика пояснили, что срок хранения и срок годности продуктов питания являются качественной характеристикой товаров, поскольку у Заказчика присутствует потребность в получении свежих и пригодных к употреблению продуктов питания.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалоб Заявителя, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установление таких положений Инструкции вводит участников закупки, не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе, а также ограничивает количество участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб.
3. Также Заявитель обжалует установление Заказчиком требования об обязательной нумерации каждой страницы заявки, что нарушает положения ст. 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса. Соблюдение участником конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Комиссией Управления установлено, что в Приложении N2 к порядку оценки заявок установлено, что сведения в заявках участников конкурса с ограниченным участием предоставляются в таблицах, в частности предложение по показателю "Деловая репутация участника закупки" оформляется в следующей таблице:
N |
Наименование учреждения, выдавшего документ |
Дата и номер договора |
Предмет договора |
N страницы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заявитель указывает, что указанная таблица предусматривает указание номера страницы заявки, что в соответствии с положениями ст. 51 Закона о контрактной системе участник закупки делать не обязан.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что конкурсными документациями не предусмотрено обязательства о нумерации каждой страницы заявки, при этом, напротив, в п. 3.6.3 конкурсной документаций однозначно указано, что ненадлежащее исполнение участником конкурса с ограниченным участием требования о том, что все листы такой заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе с ограниченным участием. Вместе с тем, указание в представленной форме номера страницы не является требованием к нумерации страниц, а установлено для удобства оценки заявок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб.
4. Заявитель также обжалует неправомерное установление Заказчиком требования к остаточному сроку годности в процентах.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара устанавливаются Заказчиком при необходимости.
В силу ч. 2 ст. 472 Гражданского кодекса Российской Федерации, товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, срок годности - это периодом времени, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Таким образом, производители продуктов питания самостоятельно устанавливают срок годности производимых товаров.
Вместе с тем, остаточный срок годности на момент поставки, выраженный в процентах от устанавливаемого производителем общего срока, не может отражать потребность Заказчика, поскольку в зависимости от конкретного производителя и установленного им срока годности продукта такой остаточный срок годности будет различным.
Так, например, участником 1 предложен товар со сроком годности 3 месяца, участником 2 - 2 месяца, Заказчиком приобретается указанный товар со сроком на 1 месяц, при этом установлен остаточный срок годности в процентах - 70%, следовательно для удовлетворения требований Заказчика, участнику 1 необходимо поставить медицинское изделие с остаточным сроком годности 2,1 месяца, а участнику 2 - 1,4 месяца. При этом остаточный срок годности товара двух участников покрывает период нужд потребления товара заказчиком. Таким образом, участник 1 вынужден поставлять товар со сроком годности относительно срока годности товара участника 2, превышающий в 1,5 раза. Либо участником 1 и участником 2 предложено один и тот же товар со сроком годности 2 месяца, но участник 1 может поставить такой товар с остаточным сроком годности 70%, а участник 2 - 60%, при этом фактически остаточный срок годности товаров составляет 1,4 месяца и 1,2 месяца соответственно, что удовлетворяет период потребления Заказчиком закупаемого товара - 1 месяц. Между тем, участник 2 при требовании к остаточному сроку годности, выраженному в процентах, не сможет принять участие в закупке.
Таким образом, требование Заказчика об остаточном сроке годности товаров, выраженные в процентах, влечет за собой установление неравных условий для производителей, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указание Заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого закупаемые товары (продукты питания) должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой товары должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для Заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.
5. Заявитель также обжалует установление в конкурсных документациях избыточных требований к товарам, необходимым к поставке, в частности такие характеристики товаров как содержание токсичных элементов, содержание антибиотиков, массовая доля нитрита натрия, остаточная активность кислой фосфатазы и т. д.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, указанные параметры являются характеристиками составных частей и материалов, из который изготавливается товар, требуемый к поставке, конкретные значения которых могут определять только после производства товаров и проведения проверки материалов экспертной организацией.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в конкурсе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
При этом сами по себе требования к товарам, на которых настаивает Заказчик, фактически носят обязательный характер и предъявляются непосредственно к товару, поставляемому уже в рамках исполнения контракта, то есть, как следует также из пояснений Заказчика, носят безальтернативный характер, а, следовательно, подлежат установлению в техническом задании и бремя по необходимости их соблюдению возложено на исполнителе контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Союзпродсервис" на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России обоснованными в части установления неправомерных критериев оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", установления требования к остаточному сроку годности продуктов питания в процентах, а также установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии П.Б. Дмитриев
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
Е.А. Миронова
Исп. Ушкова Е.И. тел. 8-495-784-75-05, (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2018 г. N 2-57-3800/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018