Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника правового отдела П.Б. Дмитриева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБУ "РДКБ" Минздрава России: М.А. Румянцевой, Е.Л. Плотниковой,
ООО "Союзпродсервис": А.Ю. Рутковского,
рассмотрев жалобу ООО "Союзпродсервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РДКБ" МИНЗДРАВА РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на продукты питания - Детское питание для детей в возрасте от 0 месяцев до 18 лет (Закупка N0373100045318000058) (далее - конкурс, конкурс с ограниченным участием) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации, противоречащей законодательству об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.03.2018 NТФ/14068/18, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок по нестоимостным критериям.
Согласно ч.3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 29 Правил установлено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Показатель 1. Качество товаров.
Максимальное количество баллов: 100 баллов.
Коэффициент значимости 0,25
В рамках критерия оценивается предоставление в предложении участника информации об улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик в отношении закупаемых товаров.
При этом оценка по данному критерию производится комиссией в зависимости от количества товаров в процентах от общего количества наименований товаров (количества позиций Технического задания) в отношении которых в предложении участника о качестве улучшены характеристики.
Баллы, присваиваются по шкале от 0 до 100 в следующем порядке:
- при улучшении характеристик в отношении менее 50 % от общего количества наименований товаров (количества позиций Технического задания "Наименование, описание и количество (объем) товара") - 0 баллов;
- при улучшении характеристик в отношении 50 % от общего количества наименований товаров (количества позиций Технического задания "Наименование, описание и количество (объем) товара") - 30 баллов;
- при улучшении характеристик в отношении для более 50 % позиций от общего количества наименований товаров (количества позиций Технического задания "Наименование, описание и количество (объем) товара") - 100 баллов.
Под улучшением характеристик товара понимается предложение товара, обладающего более высоким по сравнению с требованиями Технического задания характеристиками. При этом, слова "не ниже" в данном случае подразумевают обратный отсчет, например, высший сорт выше первого сорта, первый сорт выше второго, второй сорт выше третьего, первая группа (категория) выше второй.
Указание в предложении участника сведений о сорте (классе, группе, категории и т. д.) для товара в отношении которого в Техническом задании не указан сорт (класс, группа, категория), считается предоставлением улучшенных характеристик, при условии, что предлагаемый сорт (класс, группа, категория) будет не ниже первого (первой). Например, если в Техническом задании сорт товара не указан, а в Предложении о качестве участником предоставлены сведения о сорте (например, указывается первый сорт), это будет считаться улучшенной характеристикой.
Помологический сорт (группа, категория, класс) не считаются улучшенной характеристикой и не учитываются при оценке заявок.
Не являются улучшенными характеристиками и не учитываются при оценке заявок по данному критерию: предоставление сведений о содержании токсичных элементов в пределах допустимых уровней; предоставление сведений об упаковке товаров; предоставление сведений о сорте, классе, группе, категории в отношении товара, который согласно нормативно-техническим документам, не подразделяется на сорта, классы, категории, группы; предоставление сведений об отсутствии отклонений, которые согласно нормативной документации на товар, не должны допускаться в данном товаре, предоставление сведений о несуществующих дефектах (отклонениях).
Улучшение одного показателя по одному параметру считается равным одной улучшенной характеристике.
Для определения числового значения, выражающего количество наименований товаров (количество позиций Технического задания "Наименование, описание и количество (объем) товара") составляющего тот или иной процент (например 25 %, 60 % и т.д.) применяются математические правила округления к ближайшему целому, при котором число округляется до целого. Максимальная дополнительная абсолютная погрешность, вносимая при таком округлении (погрешность округления), составляет _0,5 последнего сохраняемого разряда (если N+1 знак < 5, то N-й знак сохраняют, а N+1 и все последующие обнуляют, если N+1 знак 5, то N-й знак увеличивают на единицу, а N+1 и все последующие обнуляют, например: 11,9
12; -0,9
-1; -1,1
-1; 2,5
3). Например, значение 52,25 округляется до 52, значение 52,65 округляется до 53.
Баллы присваиваются по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" только в случае если в предложении участника о качестве в совокупности представлено не менее 10 улучшенных характеристик. В случае если предложение (заявка) участника содержит менее 10 но не менее 5 улучшенных характеристик такому предложению (заявке), вне зависимости от % от общего количества наименований товаров (количества позиций Технического задания) в отношении которых в предложении участника о качестве улучшены характеристики, по данному критерию присваивается 15 баллов. В случае если предложение (заявка) участника содержит менее 5 улучшенных характеристик такому предложению (заявке), вне зависимости от % от общего количества наименований товаров (количества позиций Технического задания) в отношении которых в предложении участника о качестве улучшены характеристики, по данному критерию присваивается 0 балов.
Для получения итогового рейтинга по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценка (значение в баллах) умножается на соответствующую указанному критерию значимость".
Согласно доводам жалобы, из приведенного порядка оценки участникам закупки не представляется возможным определить по каким именно характеристикам Заказчик требует улучшение, поскольку закупаемые продукты не имеют определенного класса, сорта или категории, а разделаются исключительно по проценту жирности, что по своей сути не может быть расценено как улучшенный или ухудшенный показатель.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с данным доводом жалобы, пояснив, что при формировании конкурсной документации была допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в конкурсной документации требований к товару по п. "Кефир", которые не позволяют участникам закупки представить значение показателя, соответствующее положениям ГОСТ 31454-2012 "Кефир. Технические условия", которому должен соответствовать указанный товар.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения характеристик, а также значения характеристик, которые не могут изменяться для требуемого к поставке товара, в частности по п. "Кефир" установлено следующее требование: "Внешний вид и консистенция - должна быть [однородная с нарушенным] или [ненарушенным сгустком] жидкость".
При этом, согласно Инструкции по предоставлению сведений в заявке на участие в конкурсе с ограниченным участием, в случае указания показателей и/или значения показателя с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель и/или значение показателя, который не может изменяться.
Согласно доводам жалобы, установленное требование с учетом положения Инструкции обязывает участников закупки выбрать одно из двух неизменяемых значений: "однородная с нарушенным" или "ненарушенным сгустком", что не соответствует положениям ГОСТ 31454-2012, согласно которому консистенция кефира может быть однородная с нарушенным сгустком или однородная с ненарушенным сгустком.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с данным доводом жалобы, а также пояснили, что указанное нарушение допущено в следствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, необходимым к поставке, в том числе показатели кислотности, массовой доли жира, белка, класса опасности упаковочных материалов, а также требования к сырому молоку, из которого изготавливается питьевое молоко.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, указанные параметры являются характеристиками составных частей и материалов, из который изготавливается товар, требуемый к поставке, конкретные значения которых могут определять только после производства товаров и проведения проверки материалов экспертной организацией.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены в соответствии с государственными стандартами и регламентами таможенного союза, однако на заседание Комиссии Управления не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в конкурсе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
При этом сами по себе требования к товарам, на которых настаивает Заказчик, фактически носят обязательный характер и предъявляются непосредственно к товару, поставляемому уже в рамках исполнения контракта, то есть, как следует также из пояснений Заказчика, носят безальтернативный характер, а, следовательно, подлежат установлению в техническом задании и бремя по необходимости их соблюдению возложено на исполнителе контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Союзпродсервис" на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии П.Б. Дмитриев
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
Е.А. Миронова
Исп. Ушкова Е.И. тел. 8-495-784-75-05, (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2018 г. N 2-57-3777/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018