Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителя ООО "МАЛИНА МИЛК": С.А. Мельникова,
в присутствии представителей ФГБУ "РДКБ" Минздрава России без надлежаще оформленных доверенностей на представление интересов: А.И. Соболь, Е.Л. Плотниковой,
рассмотрев жалобу ООО "МАЛИНА МИЛК" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (Закупка N0373100045318000059) (далее - конкурс, конкурс с ограниченным участием) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации, противоречащей законодательству об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.03.2018 NТФ/14071/18, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком неизменяемых требований к товару по п. 1 "Смеси кисломолочные": "По физическим показателям продукт должен соответствовать следующим требованиям: содержание белка [1,2-1,7г], жира [3,0-4,0г], углеводов [6,5-8,0г]". При этом, согласно доводам жалобы Заявителя пищевая ценность не может быть выражена диапазонной величиной, поскольку производителями данные характеристики указываются конкретными значениями.
Также Заявитель указывает на установление Заказчиком в конкурсной документации избыточных требований к товарам, в частности содержание свинца, мышьяка, содержание радионуклидов и так далее, конкретные значения которых не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в конкурсе, что также препятствует корректному заполнению заявки и проводит к ограничению количества участников. Кроме того, указанные параметры являются характеристиками составных частей и материалов, из который изготавливается товар, требуемый к поставке, конкретные значения которых могут определять только после производства товаров и проведения проверки материалов экспертной организацией.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В свою очередь Заказчиком не представлено возражений по доводам жалобы Заявителя, а также не представлено документов и сведений, опровергающих данные доводы жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в конкурсной документации установлены требования к товарам, противоречащие положениям регламентирующих стандартов, в частности, в отношении товара по п. 2 "Йогурт" установлено требование: "Кислотность должна быть [не более 140°Т]". При этом в соответствии с ГОСТ 31981-2013 "Йогурты. Общие технические условия" кислотность должна составлять от 75 до 140 °Т включительно.
Также согласно доводам Заявителя в п. 4 "Молоко питьевое для питания детей раннего возраста" установлено: "кисло-молочную продукцию, неадаптированную можно использовать для прикорма детей не ранее 8-ми месяцев". При этом, в соответствии с СанПиН 2.3.21940-05 дети раннего возраста - это дети в возрасте от рождения до 3 лет.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих доводы жалобы, в частности указывающих на несоответствие требований к товарам положениям регламентирующих стандартов, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также Заявителем не указаны конкретные нормы Закона о контрактной системе, которые, по мнению Заявителя, нарушены Заказчиком при формировании документации о проведении конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
3. Также Заявитель обжалует не установление Заказчиком требований о соответствии товара по п. 3 "Кефир" положениям ГОСТ, ТУ или ТР, а также установление требований о соответствии товара по п. 6 "Творог" отмененному ТУ 9222-009-17096582-04.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе описывает объект закупки с использованием терминологии, единиц измерения и так далее на основании определенных нормативных документов, вместе с тем Закон о контрактной системе не устанавливает обязательства Заказчика устанавливать требований о соответствии товаров таким нормативным документам.
В соответствии с ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком при описании требований к товару по п. 3 "Кефир" использованы нестандартные термины и обозначения, а также Заявителем не представлено доказательств того, что продукция по отмененному ТУ отсутствует в свободном доступе и у участников закупки отсутствует возможность поставки товара, изготовленного в соответствии с таким ТУ.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
4. Заявитель обжалует установление в инструкции по предоставлению сведений в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием противоречивых положений, а именно, в п. 7 установлено, что слова, словосочетания, взятые в круглые скобки "(...)" являются уточнениями, комментариями к показателям, их значениям; при подготовке предложения о качественных, экологических и потребительских свойствах товара, участник закупки представляет такие пояснения без изменений в круглых скобках, при этом в п. 8 установлено, что сведения не должны содержать союзов "или".
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено примеров использования союза "или" в круглых скобках.
При этом Комиссия Управления отмечает, что в данном случае инструкцией однозначно установлена приоритетность использования символов, а именно, указанными положениями однозначно указано, что сведения, представленные в круглых скобках не подлежат изменению, в то время как иные сведения не должны содержать союзов "или".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МАЛИНА МИЛК" на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России обоснованной в части установления диапазонных значений показателей, которые выражаются конкретными значениями, а также установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Союзпродсервис" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-3775/77-18 от 29.03.2018.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии С.И. Казарин
Е.А. Миронова
Исп. Ушкова Е.И. тел. 8-495-784-75-05, (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 апреля 2018 г. N 2-57-4478/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018