Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
при участии представителей ГУ - отделение пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области: О.А. Левальд, М.А. Барановой,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. NТФ/12809/18 от 20.03.2018,
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГУ - отделение пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного помещения (Закупка N 0273100000618000011) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/12809/18 от 20.03.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
- п. 2 "сетки арматурные сварные": "способ изготовления": "рулонные; плоские".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование относится не к способу изготовления, а к форме поставки сеток, то есть не к их функциональным или техническим характеристикам, при этом объектом закупки является выполнение работ, а не поставка материалов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара
ГОСТ 23279-2012 "Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 23279-2012).
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено в соответствии с п.4.2, п.4.10 ГОСТ 23279-2012, согласно которым сетки арматурные сварные изготовляют плоскими и рулонными и устанавливаются требования к их маркировке, в которой обозначается тип сетки по способу изготовления (С-плоская сетка; Ср-рулонная сетка).
- п. 3 "плиты керамогранитные": Способ укладки": "специальный клей"
Согласно доводам жалобы, установленное Заказчиком вышеуказанное требование неправомерно, поскольку оно относится не к самим плитам, а сопутствующим материалам.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара
ГОСТ 57141-2016 "Плиты керамические (Керамогранитные). Технические условия" (далее - ГОСТ 57141-2016).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено в соответствии с положениями ГОСТ 57141-2016, при этом, данное требование установлено как значение, которое не может изменяться. Участникам закупки необходимо указать, что плиты керамогранитные будут укладываться на специальный клей, таким образом, требование установлено не к клею, а к способу укладки данной плитки, который также является частью характеристики данного товара.
- п. 17 "Радиатор отопления": "Глубина": "не более 1000 мм".
Заявитель указывает, что согласно сведениям производителей, максимальная глубина радиаторов, которые представлены на рынке не превышает 203 мм, при этом радиаторов с глубиной 1000 мм не существует.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара
ГОСТ 31311-2005 Приборы отопительные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31311-2005).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено в соответствии с положениями ГОСТ 31311-2005, при этом участник может предложить любой прибор отопления с глубиной не более 1000 мм.
- п. 23 "унитазы": "Унитазы 1 го сорта, функционально пригодными, глазурь термически и химически стойкой, механически прочными, не должны иметь сквозных видимых и невидимых трещин, холодного треска и цека, внутренняя поверхность сифонов унитазов должна быть без засорки. В состав комплекта унитазов должны входить: унитаз, бачок с арматурой, арматура крепления бачка, сиденье, болты, шурупы. Для унитазов без цельноотлитой полочки дополнительно приставная полочка (смонтированная с бачком или без монтажа, вложенная в бачок), резиновая муфта".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в аукционной документации не установлена необходимость выбора полочки унитаза - цельноотлитая или приставная, то есть не ясно необходимо ли в данном параметре указать на наличие дополнительной приставной полочки или же имеется полочка цельноотлитая и в таком случае, согласно инструкции, по данному параметру необходимо поставить прочерк "-".
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара
ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры" (далее - ГОСТ 30493-96).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено в соответствии с положениями ГОСТ 30493-96, при этом требования к конструкции унитаза Заказчиком не установлены и при подготовке заявки участник может предложить любой тип унитаза.
- п. 47 "Смесь сухая растворная штукатурная":
- "Классификация по функциональному назначению": "ремонтные, поверхностно-восстановительные",
- "Классификация по способу нанесения": "механизированного; ручного",
- "Класс прочности на сжатие": "не менее КП I не более КП IV".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 33083-2014 не существует таких классов смесей как "ремонтные" и "поверхностно-восстановительные", кроме того, требование "классификация по способу нанесения" это требования не к материалу, а к работе, а также участнику не представляется возможным указать конкретное значение показателя "класс прочности на сжатие", так как согласно таблице 2 ГОСТ 33083-2014, данный показатель зависит от вида штукатурного раствора (например, теплоизоляционный раствор не может иметь класс КП III и КП IV, легкий раствор не может иметь класс КП IV), а Заказчик виды требуемого раствора не указывает.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара положениям ГОСТ 33083-2014 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем для штукатурных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 33083-2014).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование "Классификация по функциональному назначению" установлено в соответствии с п.4.3 ГОСТ 33083-2014, согласно которому условное обозначение штукатурных смесей должно состоять из наименования классификационных признаков в соответствии с ГОСТ 31189-2015 "Смеси сухие строительные. Классификация" (далее - ГОСТ 31189-2015), основных технических показателей смесей (класс прочности при сжатии, марка по морозостойкости), способа нанесения и обозначения нормативного или технического документа на штукатурные смеси конкретного вида. При этом, согласно п.2.5(ж) ГОСТ 31189-2015 по функциональному назначению смеси подразделяются на ремонтные и поверхностно-восстановительные. Вместе с тем, Заказчик указал, что в отношении показателя "класс прочности на сжатие" требования установлены в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 33083-2014), согласно которой для ремонтных и поверхностно-восстановительных растворов для внутренних работ класс прочности на сжатие установлен "не менее КП I не более КП IV".
- п 74 "Кабель силовой":
- "Сечение токопроводящих жил кабеля": "2,5 и 4 мм2",
- "конструктивное исполнение токопроводящих жил": "многопроволочные; однопроволочные",
- "Соответствие нормативному документу": "Соответствие Федеральному закону N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 31565-2012".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 31996-2012 таблице 1 многопроволочными могут быть кабели с сечением токопроводящей жилы не менее 16мм2. Следовательно требуемые заказчиком кабели с сечением жил 2,5 и 4 мм2 могут быть только однопроволочными.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п.5.2.1.5 ГОСТ 31996-2012 допускается изготовление многожильных кабелей с номинальным сечением жил до 16 мм2. Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления представил данные производителей, находящихся в открытом доступе, согласно которым кабель силовой многопроволочный производится с сечением жил менее 16 мм2.
- п. 83 "Оповещатель":
- "Частота генерируемых звуковым пожарным оповещетелем сигналов в дипазоне": "не менее 200 не более 5000 Гц",
- "Соответствие нормативному документу": "Соответствие Федеральному закону N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ГОСТ Р 53325-2012".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в инструкции по заполнению заявок указано: "в случае, если значения показателей, указаны с применением слов "не менее" или "не более", а наименование показателя в графе Таблицы "требуемый показатель" сопровождается словами "в интервале", "интервал", "в диапазоне", "диапазон" или "амплитуда" участнику закупки следует указать диапазонное значение, при этом крайние минимальные и/или максимальные значения заданного диапазона могут включаться участником в указываемый им диапазон", при этом список слов в инструкции является исчерпывающим и отсутствует указание именно на слово "в дипазоне".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено с орфографической ошибкой в слове "дипазоне", при этом данная ошибка не может ввести участников закупки в заблуждение, так как при заполнении заявок участникам закупки следует руководствоваться также положениями ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", где в п.6.2.1.6 устанавливается диапазонное значение для частоты генерируемых звуковым пожарным оповещетелем сигналов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе, а также ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
2. Также по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к следующим товарам:
- п. 5 "смесь сухая":
- "Классификация по виду применяемого вяжущего": "цементная; смешанная",
- "Соответствие нормативному документу": "Должна соответствовать ГОСТ 31358-2007; ГОСТ 31189-2015".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение, поскольку согласно инструкции по заполнению заявок символ ";" означает, что участнику при заполнении заявки на участие в аукционе необходимо выбрать одно значение из предложенных, то есть выбрать соответствие данного товара положениям ГОСТ 31358-2007 "Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия" (далее - ГОСТ 31358-2007) либо ГОСТ 31189-2015 "Смеси сухие строительные. Классификация" (далее - ГОСТ 31189-2015). При этом, Заявитель указывает, что согласно разделу 1 ГОСТ 31358-2007 положения данного ГОСТ распространяются на сухие строительные напольные смеси, изготавливаемые на цементном вяжущем (на основе портландцементного и высокоалюминатного клинкера) или смешанных (сложных) минеральных вяжущих на его основе, вместе с тем, согласно разделу 1 ГОСТ 31358-2007 положения данного ГОСТ распространяются на сухие строительные смеси (далее - сухие смеси), применяемые при строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений, и устанавливает их классификацию. Таким образом, Заявитель в доводах жалобы указывает на то, что исходя из вышеизложенного, сухая смесь должна соответствовать каждому из вышеуказанных ГОСТ и объективных причин для выбора одного из них отсутствуют. Вместе с тем, Заявитель указывает на установление аналогичных требований к товару по п.77 "Труба".
- п. 9 "плита тротуарная":
- "Тип плиты": "квадратная; брусчатка",
- "Марка плиты": "1К.5; 3К.5; Ф14.10; Ф13.10".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение, поскольку исходя из данных требований, участнику не представляется возможным определить потребность заказчика, так как ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" не содержит такого понятия как брусчатка.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что требования к товару п. 9 "плита тротуарная" установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГУ - отделение пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 5 "смесь сухая", п. 9 "плита тротуарная".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 121)
1. ГУ - отделение пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области
125009, Москва, б-р Тверской, 18/1
2. ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР"
302040, Орловская область, г. Орел ул. Ломоносова, д. 6, офис 208
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-3418/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
21.03.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
на основании решения Комиссии от 21.03.2018 по делу N2-57-3418/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГУ - отделение пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного помещения (Закупка N 0273100000618000011) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать неправомерные требования к товарам используемым при выполнении работ в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 21.03.2018 по делу N2-57-3418/77-18.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 21.03.2018 по делу N2-57-3418/77-18.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 31.05.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 121)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 марта 2018 г. N 2-57-3418/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018