Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок(далее - Комиссия)
при участии представителей:
заказчика - Муниципального унитарного предприятия города Абакана "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал"):
- "_", по доверенности,
- "_", по доверенности,
в отсутствие заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу N 26/КСООО "Перспектива"на действия заказчика -МУП "Водоканал" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по "Реконструкция КНС-29 по ул. Пирятинская, 29 А (N20104)" (закупка N 0580300000918000032),и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика, содержащих признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании Комиссии при рассмотрении жалобывелась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия06.04.2018(вх. N 1818) поступила жалобаООО "Перспектива"(далее - Заявитель) на действия заказчика -Муниципального унитарного предприятия города Абакана "Водоканал"(далее - Заказчик)при проведении электронного аукциона на выполнение работ по "Реконструкция КНС-29 по ул. Пирятинская, 29 А (N20104)" (закупка N 0580300000918000032) (далее - Закупка).
Заявитель считает, что в проекте контракта Заказчика не соблюдены Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042), а именно, указаны размеры штрафов для определённого порогового значения цены контракта. Так же Заявитель считает, что условие о подписании контракта в бумажном виде, установленное в проекте контракта Заказчика нарушает части 2 и 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу в установленный Законом срок, дать оценку правомерности действий Заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
11.04.2018 (вх. N 1893) в адрес антимонопольного органа поступил пакет документов от Заказчика, в том числе письменные пояснения по доводам жалобы.
В пояснениях Заказчик с доводами жалобы не соглашается, указывает, что в соответствии со своим уставом МУП "Водоканал" является коммерческой организацией, в связи с чем Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 не является для МУП "Водоканал" обязательным к применению. Так же Заказчик указывает, что требования части 2 и 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок изложены в документации Закупки в пункте 11 раздела 1 "Информационная карта", и в указанной статье отсутствует запрет на заключение контракта на бумажных носителях.
Присутствующие на заседании Комиссии представители Заказчика позицию, изложенную в письменных пояснениях, поддержали.Пояснили что условие о заключении контракта на бумажных носителях не говорит о том, что контракт в электронном виде не будет заключен, настаивали на необоснованности доводов жалобы.
Все истребованные документы и информация по Закупке представлены в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.03.2018 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦК, проектно-сметная документация) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по "Реконструкция КНС-29 по ул. Пирятинская, 29 А (N20104)" (закупка N 0580300000918000032).
Начальная (максимальная) цена контракта 9 329 170рублей86копеек.
Аукционная документацияутверждена 22.03.2018 директором МУП "Водоканал" В.Н. Кузнецовым.
Согласно протокола N 1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.04.2018 до окончания срока подачи заявок подано 2 заявки, которые правомерно признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Исходя из ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Исходя из ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
В соответствии с п. 3 указанных Правил размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Пунктом 7.6.1. проекта контракта Заказчика установлено следующее: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 10 процентовот цены настоящего контракта, а именно ________(____________) рублей___копеек".
Таким образом, в проекте контракта Заказчика предусмотрен размер штрафа для поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнениеобязательств, предусмотренных контрактом,за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), исключительно для случая, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей. В свою очередь, НМЦК Закупки составляет 9 329 170 рублей 86 копеек, следовательно, с учётом того, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, проектом контракта в соответствии с пп. б) п. 3 указанных Правил должен быть предусмотрен размер штрафа в случае, еслицена контракта в ходе торгов составит от 3 млн. рублей до 9 329 170 рублей 86 копеек (включительно), однако п. 7.6.1. проекта контракта такого положения не содержит, что является со стороны Заказчика нарушением ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
В соответствии с п. 9 указанных Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 7.6.3. проекта контракта Заказчика установлено следующее: "За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 1000 (Одна тысяча)рублей 00 копеек".
Таким образом, в проекте контракта предусмотрен размер штрафа для Заказчика за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом,за исключением просрочки исполнения обязательств,предусмотренных контрактом исключительно для случая, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей. В свою очередь, НМЦК Закупки составляет 9 329 170 рублей 86 копеек, следовательно, с учётом того, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, проектом контракта в соответствии с пп. б) п. 9 указанных Правил должен быть предусмотрен размер штрафа в случае, если цена контракта в ходе торгов составит от 3 млн. рублей до 9 329 170 рублей 86 копеек (включительно), однако п. 7.6.3. проекта контракта такого положения не содержит, что является со стороны Заказчика нарушением ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Жалоба в этой части признана обоснованной.
В соответствии с ч. 7 ст. 70 Закона о контрактной системе в сфере закупокв течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
В п. 11 раздела 1 "Информационная карта"документации Закупки изложен порядок заключения контракта в соответствии со ст.70 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 13.4. проекта контракта Заказчика установлено следующее:"Настоящий контракт составлен на русском языке в двух экземплярах по одному длякаждой стороны, каждый из которых имеет равную юридическую силу".
Подобное условие не исключает обязанности сторон подписать контракт усиленной электронной подписью.
Жалоба в этой части признана необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 26/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлены следующие нарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Такие виды и объем работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570).
Разделом а) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено, чтовозможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Документация о Закупке таких видов и объемов работ по реконструкции объекта капитального строительства (КНС-29 по ул. Пирятинская, 29 А (N20104)), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту не содержит, что нарушает положение ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупоки содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Так же в соответствии с ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Проект контракта Заказчика условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта не содержит, что нарушаеттребование ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламентаустановлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, в связи с чем, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение таких нарушений.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями частей 4, 5, 6, 8 статьи 34, части 4 статьи 64, части 7 статьи 70, части 15 статьи 99, частей 2, 5 статьи 110.2, части 8 статьи 106, части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 26/КС ООО "Перспектива" на действия заказчика -МУП "Водоканал" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по "Реконструкция КНС-29 по ул. Пирятинская, 29 А (N20104)" (закупка N 0580300000918000032)обоснованной в частинесоблюдения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 5, 8 ст. 34, ч. 2, 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Заказчику и его комиссии, оператору электронной площадки АО "ЕЭТП"выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 13 апреля 2018 г. N 26/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018