Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей Краевого государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (далее - Заказчик): Останина А.М. (по доверенности от 13.02.2018), Еремчука К.А. (по доверенности от 09.01.2018), Семеновой Н.Г. (по доверенности от 05.04.2018);
в отсутствие представителей:
уполномоченного органа - министерства финансов Камчатского края,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Современные системы питания" (далее - Заявитель),
уведомленных о рассмотрении жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад в с. Тиличики Олюторского района" (далее - Объект) (закупка N 0138200001218000006), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
26.03.2018 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ЭА на выполнение работ по строительству Объекта (закупка N 0138200001218000006) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 567 768 200,00 рублей.
13.04.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА, которая, по его мнению, не соответствует Закону о контрактной системе.
В обоснование жалобы Заявитель привел следующий довод.
Предметом ЭА является выполнение строительных работ по объекту. Согласно документации об ЭА помимо выполнения строительных работ необходимо поставить технологическое оборудование, предназначенное для приготовления, хранения и подачи пищи. Поставка указанного оборудования технологически и функционально не связана с предметом Закупки и его включение в состав одного лота ограничивает круг лиц, претендующих на заключение контракта. Таким образом, профессиональные участники рынка технологического оборудования лишены возможности осуществить его поставку ввиду необходимости выполнить строительные работы.
Заказчик письмом от 19.04.2018 N 807 представил возражения, в которых пояснил, что документация об ЭА подготовлена Заказчиком в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункт 2.2 документации об ЭА содержит описание объекта Закупки, содержащее показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным Заказчиком требованиям. По утверждению Заявителя, профессиональные участники рынка технологического оборудования лишены возможности принять участие в аукционе ввиду необходимости выполнить общестроительные работы, в то же время Заказчик проводит ЭА именно на строительные работы, а не приобретает оборудование.
В заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что технологическое оборудование, предназначенное для приготовления, хранения и подачи пищи, имеет технологическую и функциональную связь с Объектом, поскольку к нему необходимо подводить кабели электропитания.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении ЭА, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом (в том числе): в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Предметом Закупки является выполнение работ по строительству Объекта.
В соответствии с приказом Минстроя России от 08.02.2017 N 75/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы" строительные работы: комплекс работ, выполняемых при возведении зданий и сооружений, включающий общестроительные, отделочные, санитарно-технологические и другие работы. К общестроительным работам, подразделяющимся по виду перерабатываемых материалов или возводимых элементов, относятся земляные, бетонные каменные работы, монтаж сборных несущих и ограждающих конструкций, устройство полов, столярные, стекольные и кровельные работы и т.п.
Из анализа документации об ЭА можно сделать вывод, что выполнение работ по строительству Объекта предполагается реализовать методом строительства "под ключ".
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147; далее - Положение) метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета закупки выполнение строительных работ, а также поставка оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами.
Таким образом, при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации об ЭА необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства, при этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. Объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, приведет к необоснованному ограничению количества участников Закупки.
Объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически не связанного с объектом строительства, неизбежно приведет к необоснованному ограничению количества участников закупки, ограничению конкуренции между участниками торгов.
Комиссия установила, что в соответствии с документацией об ЭА, проектная документация на строительство Объекта разработана ООО "ИТ Синтез" (г. Новосибирск), и ее изготовление от участника Закупки не требуется.
Таким образом, проектирование Объекта выполнено иным лицом и не является предметом рассматриваемой Закупки.
Следовательно, предмет Закупки и содержание документации об ЭА не соответствуют понятию "строительство "под ключ".
В соответствии с Техническим заданием документации об ЭА на участке запроектированы следующие здания и сооружения: здание детского сада на 150 мест; теневые навесы на групповых площадках; овощехранилище; здание котельной; трансформаторная подстанция; резервуар аварийного слива топлива; дизельная электростанция. Также на участке предусмотрено устройство групповых площадок с теневыми навесами, спортивной площадки, площадки для контейнеров ТБО, дорожных покрытий, комплексное благоустройство.
Из анализа документации об ЭА, следует, что в предмет Закупки включено:
- оборудование пищеблока: шкаф для хлеба, шкаф холодильный, котел пищеварочный, овощерезка, мясорубка, машина картофелеочистительная и т.д.;
- инвентарь для пищеблока: стерилизатор для ножей, ванны моечные, ларь для овощей и т.д.
Заказчик доказательств того, что данные оборудование, инвентарь неразрывно связаны с объектом строительства, поставка которых невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства, не представил.
Поскольку предмет Закупки и содержание документации об ЭА не соответствуют понятию "строительство "под ключ", Заказчик при описании объекта Закупки неправомерно объединил в один предмет Закупки строительные работы и поставку товаров, которые технологически и функционально не связаны со строительными работами, и поставка которых может осуществляться отдельно, что влечет за собой ограничение количества участников торгов, противоречит части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1статьи 64 Закона о защите конкуренции.
Из анализа документации о Закупке следует, что в предмет закупки включены следующие товары: утюг, фен, ультразвуковой отпугиватель для грызунов, телевизор, музыкальный центр, принтер, компьютер и т.д., которые не являются оборудованием, технологически и функционально не связаны со строительными работами, и поставка которых может осуществляться отдельно.
Заказчик доказательств обратного не предоставил.
Кроме того, некоторые товары, включенные в документацию о Закупке, содержат указания на товарные знаки, в нарушение правил описания объектов Закупки, установленные статье 33 Закона о контрактной системе (машина стиральная отжимна Miele PW 6080 Vario; машина сушильная Miele PT 7136 Vario и т.д.).
Поскольку предмет Закупки и содержание документации об ЭА не соответствуют понятию "строительство "под ключ", Заказчик при описании объекта Закупки неправомерно объединил в один предмет Закупки строительные работы и поставку товаров, которые технологически и функционально не связаны со строительными работами, и поставка которых может осуществляться отдельно, что влечет за собой ограничение количества участников торгов, противоречит части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1статьи 64 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.А. Светлова
Члены комиссии: Л.Б. Шиханова
О.В. Ермолова
С.А. Громов
Заказчик:
Краевое государственное
бюджетное учреждение
"Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края"
ул. Ленинградская, 89
г. Петропавловск-Камчатский 683003
Уполномоченный орган:
Министерство финансов
Камчатского края пл. им. Ленина, д.1 г. Петропавловск-Камчатский 683040
Заявитель:
Общество с ограниченной ответственностью
"Современные системы питания"
ул. Пречистенка, д. 27
Москва 127106
Оператор электронной площадки:
ООО "РТС-Тендер"
info@rts-tender.ru
25.04.18 N 1434/06
ПРЕДПИСАНИЕ
N 21-06/112-18Ж
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
20 апреля 2018 г. г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
на основании решения от 20.04.2018 по делу N 21-06/110-18Ж, принятого Комиссией по результатам рассмотрения жалобы ООО "Современные системы питания" на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Детский сад в с. Тиличики Олюторского района" (закупка N 0138200001218000006),
руководствуясь пунктом 2 части 22 и частью 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - Краевому государственному бюджетному учреждению
"Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края":
1. В срок до 8 мая 2018 года устранить нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно: аннулировать определение подрядчика по закупке N 0138200001218000006.
2. В срок до 11 мая 2018 года представить в Камчатское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (4152) 42-58-74 или по электронной почте to41@fas.gov.ru.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. Предписание подлежит исполнению в установленный данным предписанием срок.
2. Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания.
Председатель Комиссии И.А. Светлова
Члены комиссии: Л.Б. Шиханова
О.В. Ермолова
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 апреля 2018 г. N 21-06/112-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018