Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - ГБУЗ "Камчатский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик): Скобца Ю.Б. (по доверенности от 26.03.2018), Карпова Е.С. (по доверенности от 19.01.2018), Корниенко А.И. (по доверенности от 24.04.2018),
отсутствие представителей:
- уполномоченного органа - Министерства финансов Камчатского края (далее - Уполномоченный орган),
- заявителя - ООО "Мед Юг", уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы посредством факсимильной связи, электронной почты соответственно,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку комплекса оборудования для скрининга рака шейки матки (закупка N 0138200001218000009), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
04.04.2018 Заказчиком, Уполномоченным органом начата процедура определения поставщика путем ЭА на поставку комплекса оборудования для скрининга рака шейки матки (далее - Оборудование) (закупка N 0138200001218000009) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 58 269 676,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в ЭА от 24.04.2018 ЭА признан несостоявшимся.
Единственная заявка признана соответствующей требованиям документации об ЭА.
20.04.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации о Закупке.
По мнению Заявителя при описании объекта Закупки установлены характеристики, соответствующие медицинскому изделию "Процессор для приготовления препаратов для тонкослойного цитологического исследования" производителя Cell Prep Plus, с принадлежностями производителя Биодин Ко. Лтд. Республика Корея, что не позволяет поставить Оборудование иного производителя. Кроме того, ряд требуемых характеристик Оборудования не соответствуют ГОСТ Р 57005-2016 от 01.06.2016, являются избыточными и не соответствуют цели Закупки и объекту Закупки. А именно при описании Оборудования:
1. Автоматический процессор для приготовления тонкослойных препаратов методом жидкостной цитологии: содержит требования, которые указывают на одного производителя и являются избыточными:
1.1 "для приготовления тонкослойных препаратов", при этом существуют "монослойные препараты",
1.2 производительность стекол в час - не менее 120, диаметр зоны монослоя, отсек для загрузки фильтров, количество единовременно загружаемых в прибор фильтров - не менее 20 шт., автоматическая система подачи фильтра, отсек для отработанных фильтров, автоматическое открытие виалы с фиксирующим раствором, дверца для закрытия рабочего отсека прибора, цветной сенсорный монитор для управления всеми параметрами прибора без использования клавиатуры, комплектация,
1.3 индивидуальный протокол для каждого типа исследуемого материала,
1.4 количество встроенных режимов подготовки цитологических препаратов - не менее 3,
1.5 все операции подготовки неокрашенного цитологического образца выполняются в одном модуле, перемещение образцов между отдельными операциями вручную не требуется,
2. Автоматический стейнер для окрашивания цитологических препаратов: содержит избыточные требования:
2.1 задание времени окраски на каждый этап, общее количество емкостей, емкости для реагентов, объем емкости для реагентов, количество емкостей для промывки, емкость для сушки, встроенная система поглощения испарений с угольным фильтром,
3. Система визуализации с функцией предварительного анализа патологий цервикальных образцов и сканирующий микроскоп с программно-аппаратным комплексом для телеконсультаций: данное оборудование не предназначено для скрининга рака шейки матки и не соответствует цели и объекту Закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения от 26.04.2018 N 682 на доводы жалобы, пояснив следующее.
Закон о контрактной системе не ограничивает Заказчика в возможности установления требований к Оборудованию на основе реальных потребностей, исходя из необходимости своевременного и полного удовлетворения таких потребностей путем приобретения Оборудования с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в требуемом объеме.
Показатели, характеристики, свойства Оборудования, которые являются предметом Закупки, имеют практическую ценность для Заказчика, для удовлетворения существующей потребности, и включают технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики Оборудования, которые установлены исходя из специфики оснащаемого учреждения.
Предметом Закупки является поставка комплекса оборудования для скринига рака шейки матки, состоящего из:
- автоматического процессора для приготовления тонкослойных препаратов методом жидкостной цитологии,
- автоматического стейнера для окрашивания цитологических препаратов,
- системы визуализации с функцией предварительного анализа патологий цервикальных образцов,
- автомата для заключения препаратов под покровное стекло и сканирующего микроскопа с программно-аппаратным комплексом для телеконсультаций.
Оборудование, являющееся предметом Закупки, предполагается использовать не только для скрининга рака шейки матки, но и для диагностики рака мочевого пузыря, рака легких, опухолей молочных желез. Поэтому при описании объекта Закупки использовались ГОСТ Р 57005-2016 и ГОСТ Р 57003-2016.
При описании Оборудования установлены показатели, которые являются значимыми для Заказчика и не в коем случае не являются излишними. А именно:
1.1 Тонкослойные препараты, требуемые Заказчиком, позволяют сохранить микрофлору материала (при исследовании гинекологических образцов) и видеть полную клиническую картину случая пациентки, оценить не только наличие или отсутствие рака шейки матки, но и поставить диагноз по сопутствующим заболеваниям, что требуется согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 02.11.2017 N 15-4/410/2-7676. При этом параметр "тонкослойность" не исключает параметра "монослойность".
1.2 Согласно программе скрининга и профилактики рака шейки матки в Камчатском крае предполагается исследование порядка 55 000 пациенток в год - порядка 220 исследований в день. Также требуется возможность исследования до 250 других образцов в день (рак мочевого пузыря, молочной железы, биопсии). Учитывая загрузку лаборантов, необходимо приготовить 500 препаратов не более чем за 5 часов.
Диаметр получаемого препарата в 20 мм. (около 8000-12000 клеток в препарате) позволяет просмотреть большее количество клеток и соответственно дополнительно увеличить надежность получаемого результата.
Отсек для загрузки фильтров, количество единовременно загружаемых в прибор фильтров - не менее 20 шт., автоматическая система подачи фильтра, отсек для отработанных фильтров - реализуется методика бесконтактного переноса клеточного материала под давлением (которая выбрана как самая щадящая для клеточного материала пациента), которая обеспечивает 100-% перенос клеток на предметное стекло.
Автоматическое открытие виалы с фиксирующим раствором - данная технология автоматического открытия крышки не вызывает контаминации. Аппарат автоматически открывает крышку, клапан в виале должен предохранять содержимое от пролива и попадания внутрь инородных веществ. После приготовления препарата цитопроцессор должен автоматически закрыть крышку. Данный метод также гарантирует 100% сохранение клеточного материала на предметном стекле и в виале для возможности последующего дополнительного исследования.
Цветной сенсорный монитор для управления всеми параметрами прибора без использования клавиатуры - требуется для упрощения работы лаборанта с прибором, сокращения времени и затрат на обучение сотрудников работе с прибором. Также простая система управления снижает риск ошибок при проведении исследования, благодаря чему снижается риск постановки неправильного диагноза.
Комплект поставки цитопроцессора - цитопроцессор, цитощетка, виала с консервирующим раствором, предметное стекло, набор расходных материалов и красителей, необходимых для проведения ПАП-теста.
1.3 Индивидуальный протокол для каждого типа исследуемого материала необходим для исследования не только рака шейки матки, но и диагностики рака мочевого пузыря, рака легких, рака молочной железы, исследования биопсий. Единого протокола для данных групп исследований в жидкостной цитологии не предусмотрено.
1.4 Возможность выбора режима в соответствии с количеством и плотностью полученного образца по усмотрению лаборанта или врача-цитолога позволяет приготовить несколько препаратов по одному случаю для более точной диагностики заболевания, его подтверждения или установления отрицаиельного результата. Полная автоматизация выбора режима определения объема образца не учитывает его клеточную плотность, а также влечет за собой возможность поставки ложноотрицательного диагноза.
1.5 Возможность выполнения всех операций в одном модуле, т.е. без переноса компонентов между оборудованием, позволяет снизить нагрузку на лаборанта, а также снизить риск ошибки и контаминации образца.
2.1 Задание времени окраски на каждый этап, общее количество емкостей, емкости для реагентов, объем емкости для реагентов, количество емкостей для промывки, емкость для сушки, встроенная система поглощения испарений с угольным фильтром - данные показатели непосредственно влияют на качество исследования, производительность работы системы, удобства работы с прибором.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование НМЦК.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки является поставка комплекса оборудования для скрининга рака шейки матки.
В комплекс оборудования включены:
- автоматический процессор для приготовления тонкослойных препаратов методом жидкостной цитологии,
- автоматический стейнер для окрашивания цитологических препаратов,
- система визуализации с функцией предварительного анализа патологий цервикальных образцов,
- автомат для заключения препаратов под покровное стекло и сканирующего микроскопа с программно-аппаратным комплексом для телеконсультаций.
Согласно пояснений Заказчика, данный комплекс оборудования предполагается использовать для скрининга рака шейки матки, а так же для диагностики рака мочевого пузыря, рака легких, опухолей молочных желез, биопсии.
В пункте 4.2 части 4 документации о Закупке "Требования к содержанию, составу заявок на участие в ЭА и инструкция по ее заполнению" установлено, что первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 2.2 "Описание объекта Закупки" документации о Закупке установлены технические, функциональные, качественные характеристики Оборудования с учетом требований ГОСТ Р 57005-2016, ГОСТ Р 57003-2016, клинических рекомендаций, утвержденных письмом Министерства здравоохранения РФ от 02.11.2017 N 15-4/10/2-7676, с указанием максимальных " не более" и минимальных "не менее" значений таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться в соответствии со своими потребностями.
Описание объекта Закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения Оборудования, не содержит.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление Заказчиком значимых функциональных, технических и качественных характеристик Оборудования (производительность стекол в час - не менее 120, диаметр зоны монослоя, отсек для загрузки фильтров, количество единовременно загружаемых в прибор фильтров - не менее 20 шт., автоматическая система подачи фильтра, отсек для отработанных фильтров, автоматическое открытие виалы с фиксирующим раствором, дверца для закрытия рабочего отсека прибора, цветной сенсорный монитор для управления всеми параметрами прибора без использования клавиатуры, комплектация, индивидуальный протокол для каждого типа исследуемого материала, количество встроенных режимов подготовки цитологических препаратов - не менее 3, все операции подготовки неокрашенного цитологического образца выполняются в одном модуле, перемещение образцов между отдельными операциями вручную не требуется, задание времени окраски на каждый этап, общее количество емкостей, емкости для реагентов, объем емкости для реагентов, количество емкостей для промывки, емкость для сушки, встроенная система поглощения испарений с угольным фильтром и т.д.) обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
При этом Заказчик представил коммерческие предложения от трех потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Оборудование, соответствующее потребностям Заказчика.
Вместе с тем Заявитель не представил доказательств того, что установленные Заказчиком функциональные, технические и качественные характеристики Оборудования являются излишними и позволяют ему поставить Оборудование с аналогичными или улучшенными характеристиками, соответствующими потребностям Заказчика. Кроме того, отсутствие у Заявителя возможности поставить Оборудование, соответствующее требованиям, установленным Заказчиком, не свидетельствуют об ограничении круга потенциальных участников Закупки.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________Л.Б. Шиханова
___________________ А.А. Козаченко
____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 27 апреля 2018 г. N 21-06/124-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018