Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Изидолг" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), представителя по доверенности Волковой Л.Ю.;
от заказчиков:
ГКУ СО ЯО СРЦ "Огонек" представителя по доверенности Горбуновой Ю.Н., ГКУ СО ЯО Угличский СРЦ для несовершеннолетних "Радуга" представителя по доверенности Кудрявцевой Т.В., ГБУ СО ЯО Норский геронтопсихиатрический центр представителя по доверенности Клюкина М.А., ГКУ СО ЯО СРЦ "Колосок" представителя по доверенности Фокиной М.К., ГКУ СО ЯО СРЦ "Медвежонок" представителя по доверенности Куканова Д.И., ГКУ СО ЯО СРЦ "Вертикаль" представителя по доверенности Семеновой Г.Г.;
ГБУ СО ЯО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", ГКУ СО ЯО СРЦ "Искорка", ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя, правовую позицию по жалобе;
ГБУ СО ЯО Бурмакинский психоневрологический интернат, ГБУ СО ЯО Гаврилов - Ямский дом-интернат для престарелых и инвалидов, ГБУ СО ЯО Григорьевский психоневрологический интернат, ГБУ СО ЯО Ярославский областной геронтологический центр, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат, ГБУ СО ЯО Кривецкий психоневрологический интернат, ГБУ СО ЯО Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, ГБУ СО ЯО Рыбинский психоневрологический интернат, ГБУ СО ЯО Рыбинский дом-интернат, ГБУ СО ЯО Тутаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда, ГБУ СО ЯО Угличский дом-интернат, ГБУ СО ЯО Шишкинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, ГКУ СО ЯО РЦ "Здоровье", ГКУ СО ЯО СРЦ "Росинка", ГКУ СО ЯО Тутаевский СРЦ представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от оператора электронной площадки - АО "Электронные торговые системы" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" на действия заказчиков и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контрактов на поставку продуктов питания (рыба) (извещение N0171200001918000220) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Изидолг" на действия заказчиков и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контрактов на поставку продуктов питания (рыба) (извещение N0171200001918000220).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контрактов на поставку продуктов питания (рыба) (извещение N0171200001918000220) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиками и уполномоченным органом в аукционную документацию включено ограничивающее количество участников закупки требование относительно значения показателя "длина рыбы Минтай" (позиция 2 раздела 2 "Описание объекта закупки. Функциональные, технические и качественные характеристики товара" аукционной документации), в связи с тем, что, по мнению заявителя, значение такого показателя становится известным при проведении соответствующих испытаний партии товара при наличии у такого участника закупки специальной лицензии и оборудования.
На основании вышеизложенного ООО "Изидолг" просит признать жалобу обоснованной.
Заказчики и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные объяснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 23.03.2018 размещено извещение N0171200001918000220 о проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контрактов на поставку продуктов питания (рыба) вместе с аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в числе которых, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
При составлении описания объекта закупки следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик требуемых к поставке товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиками и уполномоченным органом установлено наименование объекта закупки - поставка продуктов питания (рыба).
В разделе 2 "Описание объекта закупки. Функциональные, технические и качественные характеристики товара" аукционной документации установлены функциональные, технические и качественные характеристики закупаемых товаров, в числе которых:
N п/п |
Наименование товаров |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
2. |
Рыба Минтай |
ГОСТ32366-2013/ТУ, мороженая, обезглавленная, потрошеная,длина от 25 см, тара*: гофроящик/полиэтиленовый пакет/мешок |
Согласно пунктам 4.1, 4.2 ГОСТ 32366-2013 "Рыба мороженая. Технические условия" (далее - ГОСТ 32366-2013) длина или масса мороженой рыбы, а также подразделение рыбы на мелочь первой, второй и третьей групп - в соответствии с требованиями ГОСТ 1368.
Требования к длине или массе рыбы могут быть изменены в соответствии с требованиями договора (контракта).
Согласно разделу 5 ГОСТ 32366-2013 рыба подразделяется по длине согласно положениям ГОСТ 1368-2003 "Рыба. Длина и масса" (далее - ГОСТ 1368-2003).
В пункте 5.2 раздела 5 ГОСТ 1368-2003 установлено, что допускается живую, сырец, охлажденную и мороженую рыбу следующих наименований (в том числе минтай обезглавленный) подразделять по длине в соответствии с требованиями, указанными в таблице.
Наименование рыбы, вид разделки |
Длина, см |
Минтай обезглавленный |
От 15 до 25
25 и более |
Как пояснили на заседании Комиссии представители уполномоченного органа и заказчиков, установление приведенных выше требований к закупаемому товару, в том числе к оспариваемому заявителем значению показателя "длина", обусловлено объективными потребностями заказчиков (обеспечение питанием лиц, находящихся в учреждениях) и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе (при описании объекта закупки использованы значения показателей, установленные ГОСТами).
Кроме того, в данном случае заказчиками и уполномоченным органом в аукционной документации установлено минимальное допустимое значение показателя "длина" для позиции 2 "рыба Минтай", при этом при формировании первой части заявки участники закупки на свое усмотрение определяют значение такого показателя с учетом требований аукционной документации и ГОСТ.
Следует отметить, что в тексте жалобы ООО "Изидолг" не приводит конкретных ссылок на технические документы или иные документы, которые бы содержали указание на то, что значения оспариваемой в жалобе характеристики можно определить только на основании проведения потенциальным участником закупки при наличии лицензии и оборудования либо специализированной организацией испытаний.
Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
Товары, являющиеся предметом закупки, находятся в свободном обороте, и любое лицо может приобрести такие товары. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Заявитель также не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемых товаров, в частности по позиции 2 "рыба Минтай" с установленным заказчиками и уполномоченным органом значением показателя "длина".
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2018 на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку продуктов питания (рыба) (извещение N0171200001918000220) подано девять заявок участников закупки, которые были допущены до участия в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчиков и уполномоченного органа по формированию требований к характеристикам необходимого к поставке в рамках настоящей закупки товара нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а, следовательно, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
ООО "Изидолг" (ИНН 2320248131, ОГРН 1172375032785) на действия заказчиков и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контрактов на поставку продуктов питания (рыба) (извещение N0171200001918000220) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 апреля 2018 г. N 83Ж-18(4334/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018