Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, Кулакова Александра Викторовича (далее также - Кулаков А.В., заявитель), представителя не направлено, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
от заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее также - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик), представителей по доверенности Дворянинова А.Ю., Тихомировой Н.Н., Улецкого О.В. (до перерыва),
от уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган, департамент), представителя по доверенности Старостиной М.А.,
от оператора торговой площадки, акционерного общества "Электронные торговые системы", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу гражданина Кулакова А.В. на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них (извещение N 0171200001918000244) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба гражданина Кулакова А.В. на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них (извещение N 0171200001918000244) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что документация о данном электронном аукционе утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушениями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Так, по мнению заявителя, заказчик и уполномоченный орган, установив в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки требование о необходимости осуществления работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений на них на всей территории Ярославской области, что является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок и тем самым ограничивает общее количество потенциальных участников данной закупки.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.03.2018 размещено извещение N 0171200001918000244 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Заказчиком выступило государственное казенное учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 135 000 000,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба".
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе закупаемые работы должны быть выполнены в соответствии с:
1) перечнем автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них - приложение N 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки";
2) ведомостью объемов и стоимости работ - приложение N 2 к разделу 2 "Описание объекта закупки";
3) перечнем нормативно-технических документов, обязательных для выполнения работ - приложение N 3 к разделу 2 "Описание объекта закупки";
4) гарантийными сроками на результат выполненных работ, инженерные сооружения и элементы обустройства, используемое оборудование и материалы.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, требования к объекту закупки обусловлены объективной потребностью заказчика: обеспечить безопасное и бесперебойное движение на автомобильных дорогах Ярославской области с учетом технологических процессов и спецификой выполнения закупаемых работ, а также экономической целесообразностью.
Также согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все автомобильные дороги в Российской Федерации подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительством Ярославской области утверждены Перечни автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ярославской области (постановление Правительства Ярославской области от 12.03.2008 N 83-п).
Таким образом, общий перечень автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них, выполнение работ по содержанию которых является объектом данной закупки, как полагает заказчик, сформирован последним в соответствии с классификацией автомобильных дорог, установленной действующим законодательством.
Соответствено, как отметили представители заказчика, все дороги образуют общую единую сеть автомобильных дорог Ярославской области и, безусловно, имеют общие границы.
Кроме того, все виды закупаемых работ относятся к одному коду ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОКПД2): 42.11.20.000 - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов.
Также представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии отметили, что в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Ярославской области от 31.12.2014 N 1455-п "О порядке обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ярославской области", а также учитывая то, что начальная (максимальная) цена контракта составляет в данном случае 135 000 000,00 руб., заказчиком и уполномоченным органом было проведено общественное обсуждение данной закупки.
В соответствии с протоколом общественного обсуждения крупной закупки N 0171200001918000244 от 05.04.2018, общественное осуждение проводилось в период с 28.03.2018 по 02.04.2018 в государственной информационной системе "Государственные закупки Ярославской области" в разделе "Общественное обсуждение крупных закупок", по итогам проведения которого никакие замечания и предложения относительно данной закупки не поступили; в связи с чем заказчиком и уполномоченным органом было принято решение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них без внесения изменений в извещение и документацию об электронном аукционе.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить такие требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки (существующих потенциальных подрядчиков).
Доказательств того, что указанные в документации об электронном аукционе работы могут быть выполнены ограниченным числом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит. На заседание Комиссии Кулаков А.В. также не явился и не представил объективных доказательств в пользу своей позиции. Соответственно, заявителем не доказан факт того, что требования, включенные в документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, явились непреодолимыми для таких участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме прочего, документацией об электронном аукционе предусмотрена обязанность подрядчика, не являющегося субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме двадцати процентов от цены государственного контракта (пункт 12 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе и пункт 6.1.31 раздела 6 "Права и обязанности подрядчика" проекта государственного контракта). За несоблюдение данного условия подрядчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Соответственно, участие в рассматриваемой закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является обязательным (привлечение к исполнению заключаемого по результатам аукциона контракта таких субподрядчиков в соответствии с условиями документации об электронном аукционе является обязанностью, а не правом подрядчика (победителя закупки).
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа при описании объекта закупки для электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них нарушений действующего законодательства о контрактной системе относительно ограничения числа участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
признать жалобу гражданина Кулакова Александра Викторовича на действия заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН 7627013227, ОГРН 1027601604469), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них (извещение N 0171200001918000244) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 апреля 2018 г. N 05-02/82Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018