Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Радаева М.В., вр.и.о. руководителя управления;
Члены Комиссии: Макарова Ю.А., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;
Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителя заказчика <..>, рассмотрев жалобу ООО "ПРОФИТ-ПЛЮС" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт административного здания (извещение N 0141100000718000034), и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам, 14.03.2018 г. на официальном сайте государственных и муниципальных закупок в сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт административного здания (извещение N 0141100000718000034) (далее - Аукционная документация).
28.03.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО "ПРОФИТ-ПЛЮС" (далее - Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной процедуре определения исполнителя.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, утвердил документацию о проведении аукциона в электронной форме с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель в своей жалобе приводит следующее:
"1. Нарушение части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, п.З ст.63 ФЗ-44,191 ГК РФ в части сроков подачи заявок на участие:
Мы, как участник, хотели принять участие в данной закупке, но нам для зачисления обеспечения заявки не хватило одного дня, в связи с этим мы не смогли подать заявку на участие.
п.3 ст.63 ФЗ-44
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Положениями части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Дата и время начала подачи заявок 14.03.2018 10:47
Дата и время окончания подачи заявок 29.03.2018 09:00
Срок подачи начинается на следующий день, т.е.
(включительно)
14.03.2018+15 дней = 29.03.2018
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 29.03.2018 23:59.
Заказчиком указано дата и время окончания подачи заявок 29.03.2018 09:00
Таким образом, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Нарушение в части неправомерного установления требований согласно части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
Извещение: 3 Требование к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Данные требования не распространяются на данную закупку по следующим основаниям:
Ст.31 п. 2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительство РФ устанавливает данные дополнительные требования согласно Постановлению от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
Объект закупки: капитальный ремонт административного здания (КОД ПО ОКПД2 - 43.39.19.190) относится к отдельным видов товаров, работ, услуг, которые перечислены в Приложении N1 к данному Постановлению:
п.2. Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. Данное постановление имеет силу только при сумме НМПК свыше 10 млн рублей. При этом сумма начальной (максимальной) цены контракта (цена лота) в данном аукционе не превышает 10 млн, рублей и составляет 5 903 722,00 рублей.
3. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия нас в качестве поставщиков, т.к. для предоставления нами надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, нам необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
При участии в данной закупки, мы бы автоматически приняли условия документации Заказчика, которая выполнена с намеренными нарушениями ФЗ для ограничения числа участников, а, следовательно, ограничивающая конкуренцию и создающая предпосылки для коррупционных схем по продвижению единственного участника по максимальной цене, либо с минимальным падением.
Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
В силу части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в случае установления Заказчиком требований к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства такие действия нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, территориальный орган ФАС России обязан выдать Заказчику, установившему требования к подробному описанию в составе заявок химического состава и (или) компонентов, товара, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, предписание об устранении нарушений действующего законодательства, с целью недопущения подобных нарушений в дальнейшем.
Так, согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации об аукционе:
Клей для стеклоообоев "К1ео Sресiа1"
Время приготовления: 5 минут
Не оставляет пятен, не вступает в реакции с основными типами красок, пригодных к окрашиванию стеклообоев.
Состав: модифицированный крахмал высшей очистки
не содержит растворителя;
становится прозрачным после высыхания.
Краска по стеклообоям поливинилацетатная водоэмульсионная
Время высыхания 2-48 ч.
например, чтобы наша краска соответствовала данному требованию, прямо указанному Заказчиком в требованиях к материалам, нам надо закупить партию материала, изучить документацию, являющуюся нормативной для проведения данного испытания, иметь или купить какую-то термокамеру для строгого выдерживания заданной Заказчиком температуры 20 град Цельсия, выдержать нанесенную на какую-то поверхность краску в термокамере в течение до 12 ч. периодически проверяя, высохла ли краска уже до степени 3. все это зафиксировать на видеосъемке для предоставления в качестве подтверждения Заказчику.
Внешний вид пленки: после высыхания краска должна образовывать пленку с ровной однородной матовой поверхностью.
Воск жидкий
"Cera per Raffaello"
Защитное незаметное покрытие для внутренней отделки на основе воска, находящегося в водном растворе. Не имеет цвета. Содержит специальные добавки. Оптимально в качестве защиты поверхностей, обработанных декоративными покрытиями Coccio Antico/Cemento, Raffaello Dcor Stucco, а также Raffaello D
cor Stucco Madreperlato.
Практически не имеет запаха, нетоксичен, невоспламеняем. Экологически чистый. Легко наносится, не ухудшая декоративный эффект покрытия. Быстро сохнет. Обработанная поверхность приобретает водоотталкивающий эффект, легко моется и устойчив к истиранию.
Состав: Воск в водном растворе Цветовая гамма: бесцветная прозрачная.
Состав не содержит вредных веществ, пигментов или других компонентов, содержащих тяжелые металлы.
чтобы подтвердить Заказчику наше соответствие данным значениям. мы должны либо сами иметь лицензию и спецоборудование - для проведения испытания, либо найти специализированную организацию, имеющую это все и оказывающую такие платные услуги, затем закупить партию данного материала, испытать, получить документ о соответствии/несоответствии нашей партии данному требованию. Если не соответствует, то мы будем вынуждены закупать и испытывать новую партию.
Требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию
Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Приложения.
Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
4. 3аказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - неверно установлены штрафы.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа, пени устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 5 903 722,00 рублей.
Вместе с тем, в пункте 7 проекта контракта указано:
7.4. В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определяемом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
7.5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере - 2% цены контракта - руб.
7.6. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
- 5000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Таким образом в проекте контракта документации об Аукционе за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и к заседанию Комиссии представил возражения на доводы жалобы, в которых утверждает о том, что в процессе формирования аукционной документации нарушения законодательства Российской Федерации им допущено не было.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Наряду с извещением о проведении такого аукциона заказчик разрабатывает аукционную документацию в соответствии с требованиями статьи 64 закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы номер 1, по мнению заявителя, заказчиком установлены сроки для подачи заявок на участие в аукционе с нарушением части 3 статьи 63 закона о контрактной системе, так как дата размещения извещения 14.03.2018 года, а дата окончания подачи заявок - 29.03.2018 год.
На заседание комиссии представителем заказчика было указано с приложением доказательств в виде скриншотов с сайта zakupki.gov.ru, что фактическое размещение извещения было произведено 13.03.2018 года, но на сайт данные о закупке были сформированы только на следующий день.
Исходя из того, что количество дней между 29.03 и 14.03 составляет 15 суток, факт нарушения комиссией не усматривается. Вопреки утверждениям заявителя, было достаточно времени для подачи заявки на участие в электронном аукционе, а документов подтверждающих невозможность к жалобе заявителем приложено не было.
Довод номер 2 жалобы указывает на необоснованное установление заказчиком дополнительных требований в аукционной документации согласно положениям части 2 статьи 31 закона о контрактной системе. Но, в свою очередь, при проведении проверки аукционной документации к настоящему аукциону в электронной форме не было усмотрено наличие в ней дополнительных требований, в виду того, что Постановлением Правительства от 04.02.2015 года N 99 установлено ограничение, при котором требования части 2 статьи 31 закона о контрактной системе могут быть установлены если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. НМЦК настоящей закупки составляет 5 903 722,00 рублей.
На заседании комиссии по рассмотрению доводов жалобы представителем заказчика поступили объяснения, в которых он указал что вышеназванные требования видны в электронной форме закупки, которые устанавливаются принудительно при формировании извещения на официальном сайте для размещения государственного и муниципального заказа, zakupki.gov.ru.
Доводом номер 3 жалобы заявитель ссылается на включение заказчиком недопустимых требований к товарам, используемым потенциальным победителем закупки при выполнении им работ по контракту, на заключение которого проводится настоящий аукцион.
Вместе с тем, к описанию объекта закупки заказчиком указаны характеристики, качественные показатели и свойства средств для выполнения работ по указанной закупке. Но нет конкретного условия использования именно указанных средств, так как допускается использование эквивалентных материалов.
Довод жалобы 4 указывает нарушение части 4 статьи 34 закона о контрактной системе, в соответствии с которой в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя). В свою очередь, заказчиком установлены все необходимые показатели ответственности в проекте контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации. Нарушения на которые ссылается заявитель не нашли свои подтверждения в ходе проведения проверки комиссией по рассмотрению жалобы.
Таким образом, принимая во внимание результаты проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 закона о контрактной системе, учитывая тот факт, что заявитель жалобы не представил доказательства ущемления своих прав при проведении настоящей закупки, а так же не мог принимать реального участия в аукционе в виду отсутствия разрешения на вид деятельности по выполнению работ по данной закупке, комиссией Костромского УФАС России не выявлено поводов для выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания.
Также учитывая тот факт, что в аукционе приняло участие больше двух участников закупки, ставится под сомнение довод заявителя об ущемлении конкуренции при проведении настоящего аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОФИТ-ПЛЮС" необоснованной;
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.В. Радаева
Члены Комиссии Ю.А. Макарова
Л.Э. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 4 апреля 2018 г. N 05-08-32/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018