Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Гаранина А.А., специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля и информационного анализа,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителей заказчика - Управления строительства и капитального ремонта администрации города Костромы по доверенности <Б...>, <Т...>, (далее - Заказчик), представителя МКУ г. Костромы "Агентство муниципальных закупок" <Б...>, в отсутствии заявителя - ООО "Перспектива", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работпореализации проекта "Строительство многоквартирного дома по адресу: город Кострома, улица Водяная, 38 для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями" генеральным подрядчиком (извещение N 0841300009018000239) и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 14.03.2018 г. на официальном сайте государственных и муниципальных закупок в сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным учреждением, МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок", размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по реализации проекта "Строительство многоквартирного дома по адресу: город Кострома, улица Водяная, 38 для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями" генеральным подрядчиком (извещение N 0841300009018000239) (далее - Конкурсная документация).
04.04.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО "Перспектива", (далее - Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, неправомерно выбрал способ определения подрядчика в нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
"1) В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок путем запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 471-р, в редакции Распоряжения Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N890-р, утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). К ним, в том числе, относятся:
"41.2 <4>
Здания и работы п6 возведению зданий 42 <4>
Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства 43<4>
Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13)
(4) За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального,регионального или межмуниципального, местного значения".
Таким образом, новая редакция Перечня исключает действующее ранее ограничение его применения по начальной (максимальной) цене контракта - при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Предметом контракта являются проектные и строительные работы (перечень работ установлен в пункте 39 информационной карты), соответственно код ОКПД2 указан в извещении неправильно.
Учитывая вышесказанное. Заказчик должен был провести Аукцион вместо Открытого конкурса.
Действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) путем проведения Открытого конкурса, нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
На вышеуказанные доводы заявителя Заказчикам были предоставлены в письменной форме возражения, согласно которым оспариваемые действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, по мнению заказчика, доводы Заявителя являются необоснованными.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя Заказчика и уполномоченного учреждения, изучив имеющиеся в деле документы и материалы, соответствующие нормативные правовые акты, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
В тоже время, в силу части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. N 471- Р.
В соответствии с примечанием N 4 к Перечню в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Исходя из положений раздела 5 "Информационная карта" конкурсной документации заказчиком определен объект закупки, а именно выполнение работ по реализации проекта "Строительство многоквартирного дома по адресу: город Кострома, улица Водяная, 38 для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями" генеральным подрядчиком.
Согласно статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Такой договор заключается на строительство зданияа также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Также пункт 39 раздела 5 конкурсной документации закрепляет возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Комиссией установлено, что указанные работы относятся к работам (услугам), отнесенным к коду ОКПД2 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" и включены в аукционный Перечень.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что работы (услуги), выполняемые в рамках исполнения контракта, включены в Перечень и должны осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Принимая во внимание данные выводы, Комиссией установлено, что действия заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона не соответствуют части 2 статьи 48 и части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Также, в пункте 1 части 1 статьи 50 указанно, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно части 3 статьи 33 Закон о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу 8 конкурсной документации генподрядчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта предоставляет Муниципальному заказчику на согласование проект строительства. Проект строительства разработать с учетом рельефа участка, расчетной температуры наружного воздуха, максимальной глубины промерзания грунта, расчетной снеговой нагрузки. Проектом предусмотреть размещение на земельном участке одного 36-квартирного жилого дома, обеспечить выполнение работ по присоединению к инженерным коммуникациям от магистральных сетей (газоснабжение, водопровод, водоотведение, электроснабжение, ливневая канализация). Благоустройство предусмотреть в границах отведенного участка. С целью контроля энергоэффективности здания по нормативным показателям проектная документация должна содержать раздел "Энергоэффективность". Этот раздел должен содержать энергетический паспорт здания, информацию о присвоении класса энергетической эффективности зданию, заключение о соответствии проектной документации требованиям действующих норм и рекомендации по повышению энергетической эффективности в случае необходимости доработки проектной документации.
Заказчик, не формируя предмет закупки как подряд на проектные работы, устанавливает требования по наличию у участника закупки ресурса в виде проектной документации, что нарушает часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Для подготовки проектной документации необходимы следующие данные:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Согласно конкурсной документации данные о градостроительном плане земельного участка, результатах инженерных изысканий, технических условиях отсутствуют, каких-либо сведений о том, где данные сведения размещаются, документация не содержит, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, положения документации не соответствуют части 5 статьи 24, пункту 1 части 1, части 3 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Признать факт нарушения заказчиком части 5 статьи 24, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок и пересмотре их с учетом выявленного нарушения.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены Комиссии Л.Э. Руденко
А.А. Гаранина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 11 апреля 2018 г. N 05-08-36/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018