Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
- заявителя в лице ИП Афлитонова Александра Сергеевича,
рассмотрев жалобу ИП Афлитонова Александра Сергеевича (623380, Свердловская обл., г. Полевской, ул. Хмелинина, 30) о нарушении заказчиком в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (620095, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной и дератизационной обработке территории лесных парков города Екатеринбурга (извещение N 0162200010518000010), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Афлитонова Александра Сергеевича (вх. N 01-7720 от 17.04.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной и дератизационной обработке территории лесных парков города Екатеринбурга (извещение N 0162200010518000010), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что при проведении закупки Заказчиком в аукционной документации было установлено требование к участникам закупки, составу второй части заявок о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии в нарушение норм Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.04.2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N 0162200010518000010 и документация об аукционе в действующей редакции от 11.04.2018 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 800 000,00 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Также согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать следующую информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2), принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N14-ст, в котором использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, включает:
раздел N "Услуги административные и вспомогательные",
класс 81 "Услуги по обслуживанию зданий и территорий",
группу 81.29 "Услуги по чистке и уборке прочие",
вид 81.29.11 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации", содержащий следующие пояснения: "Эта группировка включает:
- услуги по дезинфекции жилых зданий и прочих зданий и сооружений;
- услуги по дезинфекции транспортных средств, например автобусов, поездов, судов, самолетов;
- услуги по уничтожению насекомых, грызунов и прочих вредителей;
- услуги по фумигации и услуги по борьбе с вредителями",
категорию 81.29.11.000 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации".
Таким образом, дезинфекция, дезинсекция, дератизация могут осуществляться в рамках оказания услуг по обслуживанию зданий и территорий. Особо следует отметить, что услуги в области здравоохранения включены в класс 86 раздела Q ОКПД2.
Вместе с тем, извещением N 0162200010518000010 объект закупки определен следующим образом:
Код позиции |
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
81.29.11.000 |
Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации |
Условная единица |
1,00 |
800 000,00 |
800 000,00 |
Таким образом, заказчиком установлены код ОКПД2 - 81.29.11.000 - "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации", включенные в класс 81 "Услуги по обслуживанию зданий и территорий".
В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" даны основные понятия, в том числе:
- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
- санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Указанное свидетельствует о том, что санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия могут осуществляться, в том числе как в рамках оказания услуг по обслуживанию зданий и территорий, так и в рамках медико-санитарных мер.
По определению, данному пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее -Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:
а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении:
- медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
- медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
- иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий;
б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении:
- медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
- индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Свердловской области N1166-689118 от 05.03.2018 г. при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Таким образом, лицензирующий орган (Росздравнадзор) в своем письме прямо указывает на то, что дезинфекция, дезинсекция, дератизация, проводимая не в рамках оказания медицинских услуг, лицензированию не подлежит.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), содержатся, в том числе работы (услуги) по дезинфектологии.
В ГОСТ Р 56994-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2016 N 748-ст) даны следующие понятия:
2.1.3 дезинфектология: Область науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.
2.1.4 дезинфекционная деятельность: Деятельность, связанная с разработкой, испытанием, производством, хранением, транспортированием, реализацией, применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением.
2.1.2 дезинсекция: Умерщвление членистоногих переносчиков инфекционных заболеваний человека, а также имеющих санитарно-гигиеническое значение с использованием механических, физических, химических и биологических средств.
2.7.7 дезинсекционные мероприятия: Комплекс организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на снижение численности членистоногих, переносчиков инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни и распространения.
2.1.6 дезинфекция: Умерщвление (удаление, уничтожение) микроорганизмов - возбудителей инфекционных и паразитарных болезней - на (в) объектах с целью прерывания путей передачи эпидемического процесса.
2.7.4 дезинфекционные мероприятия: Работы по профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация), а также по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.
2.7.13 дезинфекционные мероприятия медицинские: Дезинфекционные мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекционных болезней человека.
2.1.7 дератизация: Умерщвление (уничтожение) с применением дератизационных средств грызунов, имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое значение либо приносящих экономический ущерб.
2.6.2 дератизация профилактическая: Система организационных, инженерных, технических санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий с целью предотвращения заселения объектов, природных стаций грызунами либо поддержания их численности на приемлемом уровне.
Исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, зарегистрированного в Минюсте России 06.05.2013 N 28321 (далее -Требования), работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при оказании помощи при санаторно-курортном лечении.
В соответствии с данными Требованиями работы (услуги) по дезинфектологии включены в следующие разделы:
2. При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях
4) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
5) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара.
3. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара;
2) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
4. При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
5) при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях отделения экстренной медицинской помощи).
6. При оказании медицинской помощи при санаторно-куротном лечении.
Указанное свидетельствует о том, что только при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи работы (услуги) по дезинфектологии могут быть отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. В случае осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих осуществления мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, не являющихся медицинскими услугами, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности не требуется.
Пунктом 12.1 Информационной карты аукционной документации заказчик устанавливает единые требования к участникам электронного аукциона (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе), в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), являющегося объектом закупки, что подтверждается наличием действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), а именно на следующий вид работ (услуг): дезинфектология.
Пунктом 13.2 информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе. В соответствии с данным пунктом вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения, в том числе: копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), а именно на следующий вид работ (услуг): дезинфектология.
Вместе с тем, пунктом 4.3 части II "Объект закупки" аукционной документации определен объем оказываемых услуг, место оказания услуг, а именно:
4.3.4. Проведение акарицидной (противоклещевой) обработки особо посещаемых зон отдыха и тропиночной сети (по 30 м справа и слева от дорожек) согласно схеме расположения тропиночной сети и зон отдыха в лесных парках (приложения 1.1. - 1.13. к настоящему заданию) Общая площадь акарицидной обработки в лесных парках города Екатеринбурга составляет 751 га, в том числе: Санаторный - 11 га; Оброшинский - 59 га; Железнодорожный - 47 га; Шувакишский - 87 га; Шарташский - 177 га; Калиновский - 54 га, Уктусский - 20 га, Нижне-Исетский - 24 га, Юго-Западный - 113 га, Московский - 12 га, Карасье-Озерский - 30 га, лесной парк Лесоводов России - 100 га, Мало-Истокский - 17 га;
4.3.7. Проведение дератизационной обработки территории Шарташского лесного парка на площади 15 га согласно схеме расположения участков проведения дератизации (приложение 1.14. к настоящему заданию).
Проведение акарицидной (противоклещевой), дератизационной обработки относится к мероприятиям по дезинсекции, дератизации, однако, указанная обработка в данном случае проводится не в рамках оказания медицинской помощи, ввиду чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии в данном случае не требуется.
Таким образом, заказчик устанавливает к участникам закупки требование о наличии у участника аукциона действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, дающей право проведения работ в области дезинфектологии, в нарушение п.1 ч.1 ст.31, ч. 3 ст. 64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
За установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Афлитонова Александра Сергеевича признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области выявлено нарушение п. 1 ч.1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за включение в состав аукционной документации требования о наличии у участника аукциона действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, дающей право проведения работ в области дезинфектологии на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность и документами, подтверждающими полномочия на совершение таких действий по закупке N 0162200010518000010, с объяснением по факту выявленного нарушения _____________ 2018 г. в _____-_____.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 591-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 23.04.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
на основании своего решения N 591-З от 23.04.2018 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, его комиссии в срок до 14.05.2018 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0162200010518000010, путем отмены составленных протоколов, внесения изменений в аукционную документацию в части установленных решением N 591-З от 23.04.2018 г. нарушений и продления срока для подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Заказчику в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в срок до 24.05.2018 г. представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 апреля 2018 г. N 591-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018