Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил",
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Мед-Альянс", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
рассмотрев жалобу ООО "Мед-Альянс"(620085, г. Екатеринбург, ул. Монтерская, д. 3, оф. 9) о нарушении заказчиком в лицеГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил"(624162, Свердловская обл., г. Верхний Тагил, ул. Островского, 39),его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на расходные материалы медицинского назначения (извещение N 0162300010818000037), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Мед-Альянс" (вх. N 01-7383 от 13.04.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на расходные материалы медицинского назначения (извещение N 0162300010818000037)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации нарушают требования Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобыне согласились,просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30 марта 2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0162300010818000037и документация об аукционе в действующей редакции от 13.04.2018 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 520 392,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системев целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются "запрет" на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и "ограничения" допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 791) установлено, что осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует;
дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением N 2 к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (далее - материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;
подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется уполномоченным органом Российской Федерации в установленном им порядке.
В приложении N 2 к Постановлению N 791 содержится перечень товаров легкой промышленностипроисходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и услуг по прокату таких товаров, осуществление закупки которых для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд не допускается, который включает в себя, в том числе: изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки.
Приложением N1 к государственному контракту аукционной документации установлено описание объекта закупки, в том числе, перечень и объемы поставки товара.
Комиссией установлено, что объект закупки включает в себя, в ом числе, следующие позиции товара:
- по п. 6 Вата хирургическая н/ст;
- по п. 36 Простыня 140*200 н/ст.
Указанные товары попадают в группу товаров "изделия текстильные прочие", ввиду чего аукционная документация должна содержать запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением N 791.
Комиссией установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не установлен запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением N 791.
В действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Объект закупки, согласно Приложению N1 к государственному контракту аукционной документации, включает в себя, в том числе, следующие позиции товара:
- по п. 30, 61-63 Трубка эндотрахеальная;
- по п. 28, 29, 37, 52, 59, 60, 64Катетеры;
- по п. 26, 33, 34Зонд желудочный.
Довод заявителя относительно отсутствия в аукционной документации установленных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, является несостоятельным, так как Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 102 (далее - Перечень), не включает в себя такие наименования как "Катетеры", "Трубка эндотрахеальная", "Зонд желудочный", а согласно примечанию к данному перечню,при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Комиссия принимает во внимание тот факт, что Перечень не содержит такие наименования как "Катетеры", "Трубка эндотрахеальная", "Зонд желудочный", следовательно Постановления N 102 к закупке указанных товаров не применимо.
В данных действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе Комиссией не выявлено.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 17частиI аукционной документации установлено, что обязательным требованием к участнику закупки является, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что объектом закупки, согласно извещению о проведении закупки и аукционной документации, является поставка расходных материалов медицинского назначения.
К лицам, занимающимся указанной деятельностью, законодательством Российской Федерации не установлены отдельные требования.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системевторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что положениями аукционной документации не установлен конкретный документ, который необходимо представить участнику закупки во второй части заявки для подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, действия заказчика, установившего требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, но не установившего конкретный документ,который необходимо представить участнику закупки во второй части заявки для подтверждения соответствия указанному требованию, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяя точно определить требования заказчика и корректно составить заявку, что нарушает требования п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 28 Закона о контрактной системе учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системевторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Комиссией установлено, что в соответствии с п. 20, 21, 27 части Iаукционной документации преимущества, предоставляемые организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами к данной закупке не применяются.
Вместе с тем, п. 24 части I аукционной документации установлены требования к составу второй части заявки, согласно которым вторая часть заявки должна содержать, в том числе:
5) документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 44- ФЗ, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Таким образом, действия заказчика, установившего, что преимущества, предоставляемые организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами к данной закупке не применяются, но также установившего требование о наличии в составе второй части заявки документов подтверждающих соответствие участника аукционаусловиям, запретам и ограничениям и документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяя точно определить требования заказчика и корректно составить заявку, что нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя относительно отсутствия в аукционной документации указаний на товары, включенные в перечень, утвержденный Приказом Минэкономразвития от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155), и отсутствие указаний условий, в соответствии с которыми будут предоставляться преференции в отношении цены контракта, является несостоятельным, так как Закон о контрактной системе, а также Приказ N 155 не обязывают заказчика включать указанные положения в аукционную документацию.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что заказчиком в п. 17 части 1 аукционной документации установлены обязательные требования к участникам закупки, вместе с тем, заказчиком в нарушение п. 7, п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлены требования об:
- отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем документов подтверждающих обоснованность доводов о неправомерном объединении закупаемых заказчиком товаров в один лот не представлено, также не обеспечена явка представителя на заседание Комиссии.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что все закупаемые товары являются расходными материалами медицинского назначения, и разделение указанных товаров в разные лоты является экономически нецелесообразным. Доказательств обратного Комиссии не представлено, ввиду чего довод заявителя не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "Мед-Альянс"признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил"выявлено нарушениеч. 1 ст. 14, п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31, п.2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил", его комиссиивыдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица ответственного за разработку/утверждение аукционной документации с документами удостоверяющими личность, а так же с документами подтверждающими полномочия на действия по разработке/утверждению аукционной документации N 0162300010818000037 на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 2018 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 570-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 19.04.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
на основании своего решения N 570-З от 19.04.2018 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил" в срок до 04 мая 2018 года устранить нарушение Закона о контрактной системе допущенные при проведении электронного аукциона N 0162300010818000037, аннулировав закупку, путем отзыва извещения способом, которым оно было размещено.
2. Оператору электронной площадки обеспечить исполнение 1 пункта предписания.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил" в срок до 11 мая 2018 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 апреля 2018 г. N 570-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018