Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Стройкомп"(620073, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Родонитовая, 9, оф. 2) о нарушении заказчиком в лицеМуниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика"(624600, Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. Софьи Перовской, 13), уполномоченным органом в лице Администрации муниципального образования город Алапаевск (624600, Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. Ленина, 18), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукционана благоустройство территории в г. Алапаевске (извещение N 0162300005718000022),Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Стройкомп" (вх. N 01-7219 от 11.04.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика", уполномоченным органом в лице Администрации муниципального образования город Алапаевск, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на благоустройство территории в г. Алапаевске (извещение N 0162300005718000022)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявительООО "Стройкомп"указал, что положения аукционной документациине соответствуют Закону о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной.
ПредставителиЗаказчика, уполномоченного органас доводами жалобыне согласились. Просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
27.03.2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300005718000022и документация об аукционе наблагоустройство территории в г. Алапаевске.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 51 762 435,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Разделе 5 документации об электронном аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, в том числе по следующим позициям:
N п/п |
Наименование товара |
Наименования и значения показателей товаров (минимальное и/или максимальное значение, или показатели, значения которых не могут изменяться) |
2 |
Бетон БСТ В15 |
Показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010 марка по морозостойкости F2100 |
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что согласно п. 7. 3 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" показатели качества бетона, в том числе морозостойкость, определяют по ГОСТ 10060.0-95 "Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования" и ГОСТ 10060.3-95 "Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости".
Вместе с тем, указанными государственными стандартами марка бетона по морозостойкости F2100 не регламентирована. Таким образом, устанавливая характеристику бетона, не предусмотренную требованиям ГОСТ 7473-2010, заказчик вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
N п/п |
Наименование товара |
Наименования и значения показателей товаров (минимальное и/или максимальное значение, или показатели, значения которых не могут изменяться) |
3 |
Бетон БСГ В22,5 |
Показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010 |
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" отсутствует классификация бетонных смесей по степени готовности. Вместе с тем, установлено, что марка бетона БСГ (бетонные смеси готовые к употреблению) регламентирована ГОСТ 7473-94 "Смеси бетонные. Технические условия", действующего до введения в действие ГОСТ 7473-2010.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к марке бетона БСГ в нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как указанная характеристика бетона не регламентирована ГОСТ 7473-2010, требование о соответствии которому установлено в техническом задании.
N п/п |
Наименование товара |
Наименования и значения показателей товаров (минимальное и/или максимальное значение, или показатели, значения которых не могут изменяться) |
15 |
Бетонный лоток ЛВ-10.14.13-Б |
Показатели должны соответствовать требованиямГОСТ 32955-2014 Материал - фибробетон Размер 1000*140*125 мм. Вес 23 кг Гидравлическое сечение DN 100 |
16 |
Тротуарная плитка |
Показатели должны соответствовать требованиямГОСТ 17608-2017 "бабочка" Вес м3, кг: не менее 102 |
Показатели должны соответствовать требованиямГОСТ 17608-2017 "8 кирпичей" Вес м3, кг: не менее 102 |
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в ГОСТ 32955-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования", ГОСТ 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" вышеуказанные показатели по позициям 15, 16 "Бетонный лоток ЛВ-10.14.13-Б" и "Тротуарная плитка" отсутствуют. Как пояснила представитель Заказчика на заседании Комиссии, данные показатели были перенесены из проектной документации.
Таким образом, в техническом заданииустановлены показатели, непредусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
При этом в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования таких показателей, что нарушает п. 2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе.
N п/п |
Наименование товара |
Наименования и значения показателей товаров (минимальное и/или максимальное значение, или показатели, значения которых не могут изменяться) |
21 |
Металлическая пластина |
Показатели должны соответствовать требованиямГОСТ 27772-2015 Наименование стали - С235 Марка стали - Ст3кп2 Размер 250*250*10 мм. Предел текучести не менее 235 Н/мм2 Временное сопротивление не менее 360 Н/мм2 |
В Таблице 4 ГОСТ 27772-2015 "Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия" установлены механические свойства листового и широкополосного универсального проката и заготовок для гнутых профилей.
В соответствии с Таблицей 4 ГОСТ 27772-2015 предел текучести для стали С235 толщиной от 2,0 до 3,9 мм включительно должен составлять не менее 235 Н/мм2, временное сопротивление - не менее 360 Н/мм2.Вместе с тем, значения показателей предела текучести и временного сопротивления для стали С235 толщиной 10 мм не установлены.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе "в случае отсутствия, согласно нормативной документации, по каким-либо из применяемых при выполнении работ товаров сведений по определенному параметру, ставится "не нормируется". Если параметр и\или значение не применяется, исходя из свойств товара и\или его характеристик, конструкции, необходимо указать "не применяется".
Таким образом, Заказчиком в Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе предусмотрено, что в случае отсутствия в государственном стандарте сведений по определенному параметру, участник вправе не указывать конкретное значение показателя, а указать "не применяется", "не нормируется", ввиду чего довод заявителя не находит своего подтверждения.
N п/п |
Наименование товара |
Наименования и значения показателей товаров (минимальное и/или максимальное значение, или показатели, значения которых не могут изменяться) |
32 |
Кабель силовой АВБбШВ-1 |
Показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 16442-80 |
33 |
Кабель силовой ВВГнг-LS |
Показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 16442-80 |
Согласно ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия"стандарт устанавливает требования к кабелям, изготавливаемым для нужд народного хозяйства и поставки на экспорт.
Вместе с тем, в п. 2 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.06.2010 г.N 117-ст установлено: "Восстановить применение ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" на территории Российской Федерации и ограничить только на кабельную продукцию, изготавливаемую по заказу Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2011 г.". При этом, вышеуказанный приказ не устанавливает запрет на производство кабеля в соответствии с ГОСТ 16442-80 по заказу иных заказчиков.
Кроме того, заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
N п/п |
Наименование товара |
Наименования и значения показателей товаров (минимальное и/или максимальное значение, или показатели, значения которых не могут изменяться) |
66 |
Провод самонесущий изолированный и защищенный для воздушных линий электропередач-2 3х16+1х25 мм2 СИП-2 |
Показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 31946-2012 Количество жил: 4 Материал жилы: Алюминий Материал изоляции: СПЭ Материал оболочки: СПЭ Максимальный вес (кг/м):0,315 Максимальный наружный диаметр (мм): 22 Электрическое сопротивление жилы (ом/км): 2,448 Допустимый радиус изгиба (мм): 220 Допустимая токовая нагрузка при прокладке на воздухе (А): 100 Допустимый ток односекундного короткого замыкания (кА): 1,5 Номинальное переменное напряжение (кВ): 1 Диапазон температур эксплуатации (°С): от -60 до +50 Срок службы: 40 Максимальная температура эксплуатации (°С): 50 Минимальная температура эксплуатации (°С): -60 Максимальная мощность при прокладке в воздухе, 220V (кВт): 29,33 Максимальная мощность при прокладке в воздухе, 380V (кВт): 65,8 Максимальный расчетный вес (кг/км): 1553 Минимальная температура монтажа: 200С Количество основных жил: 3 Сечение основных жил (мм2): 16 Сечение несущей жилы (мм2): 25 Число проволок в основной жиле: 7 Число проволок в дополнительной жиле: 7 Наружный диаметр несущей жилы (мм): 6,1 Электрическое сопротивление несущей жилы (ом/км): 1,38 Наружный диаметр основной жилы (мм): 5,1 Электрическое сопротивление основной жилы (ом/км): 1,91 Прочность при растяжении несущей жилы (Н): 7,4 Допустимые токовые нагрузки основных жил (А):6 100 Допустимые токовые нагрузки несущих жил (А): 130 Допустимый ток односекундного короткого замыкания основных жил (кА): 1,5 Допустимый ток односекундного короткого замыкания несущей жилы (кА): 2,3 |
67 |
Кабель силовой медный 4х16 ВБбШв |
- Показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 31996-2012 - Количество жил: 4 - Сечение жилы (мм/кв): 16 - Материал жилы: Медь - Материал изоляции: ПВХ - Материал оболочки: ПВХ - Максимальный вес (кг/м): 1,245 - Максимальный наружный диаметр (мм): 24,4 - Электрическое сопротивление жилы (ом/км): 1,15 - Допустимый радиус изгиба (мм): 244 - Допустимая токовая нагрузка при прокладке на воздухе (А): 84 - Допустимая токовая нагрузка при прокладке в земле (А): 102 - Допустимый ток односекундного короткого замыкания (кА): 1,74 - Номинальное переменное напряжение (кВ): 1 - Диапазон температур эксплуатации (°С): от -50 до +50 - Срок службы: 30 - Класс пожарной опасности по ГОСТ 31565-2012: О1.8.2.5.4 - Сопротивление изоляции жил (МОм\км): 7 - Толщина изоляции жил (мм): 1 - Наличие брони: да - Масса цветного металла (г/м): 569,6 - Максимальная температура эксплуатации (°С): 50 - Минимальная температура эксплуатации (°С): -50 - Максимальная мощность при прокладке в воздухе, 220V (кВт): 24,64 - Максимальная мощность при прокладке в земле, 220V (кВт): 29,92 - Максимальная мощность при прокладке в воздухе, 380V (кВт): 55,27 - Максимальная мощность при прокладке в земле, 380V (кВт): 67,12 - Тип брони: Б - Толщина изоляции жил 0.66 кВ (мм): 0,7 - Цвет изоляции жил: Серый, Коричневый, Чёрный, Синий (Зелёный-желтый) - Класс жилы по ГОСТ 22483-2012: 1 - Максимальный диаметр жилы: 5,3 мм - Наружный диаметр 0,66 кВ (мм): 23,5 - Расчетная масса 0,66 кВ (кг/км): 1191 - Максимальный расчетный вес (кг/км): 1245 - Длительно допустимая температура нагрева жил: 70°С - Предельная температура нагрева жил: 160°С - Температура нагрева жил по условию невозгорания: 350°С - Допустимые усилия при тяжении (Н): 1920 - Допустимая температура в режиме перегрузки: 90°С - Минимальная температура монтажа: -15°С |
В силу п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать, в том числе, указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что из текста жалобы прямо не следует, какие именно показатели по позициям 66, 67 "Провод самонесущий изолированный и защищенный для воздушных линий электропередач-2 3х16+1х25 мм2СИП-2" и "Кабель силовой медный 4х16 ВБбШв" отсутствуют в государственных стандартах.
Вместе с тем, заявитель указывает, что "согласно ГОСТ 31996-2012 толщина изоляции кабеля сечением 16 мм2 на 0,66 кВ равна 0,9 мм, а не 0,7 мм" (позиция 67 "Кабель силовой медный 4х16 ВБбШв").
Комиссией установлено, что согласно п. 5.2.1.9-ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" номинальная толщина изоляции жил сечением 16 мм2на номинальное напряжение кабеля 0,66 кВ составляет 0,9 мм.
Таким образом, устанавливая значение толщины изоляции жил, не предусмотренноеГОСТ 31996-2012, заказчик вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
N п/п |
Наименование товара |
Наименования и значения показателей товаров (минимальное и/или максимальное значение, или показатели, значения которых не могут изменяться) |
38 |
Гравий |
Показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 фракция от 5 (3) до 10 мм Усредненный показатель плотности гравия: 2,6-2,7 т/м3 Насыпная плотность: 1,43 до 1,61 т/м3 Объемный вес: 1600 кг/м3 Вес удельный: 1400 кг/м3 В составе гравия может быть не больше 35% по массе зерен, имеющих игловатую или пластинчатую форму Предел прочности на сжатие: 1,5 т/см2 |
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" не регламентированы такие показатели как "Усредненный показатель плотности гравия: 2,6-2,7 т/м3", "Насыпная плотность: 1,43 до 1,61 т/м3", "Объемный вес: 1600 кг/м3", "Вес удельный: 1400 кг/м3", "Предел прочности на сжатие: 1,5 т/см2".
Таким образом, Заказчиком установлены вышеуказанные требования к гравию в нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как данные показатели не регламентированы ГОСТ 8267-93, требование о соответствии которому установлено в техническом задании.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе содержится следующее положение: в случае если значения показателя указаны через слово "или", то необходимо указать одно из указанных значений данного показателя.
Вместе с тем, согласно п. 4.3.3 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", установлено, что гравий не должен содержать зерен пластинчатой и игловатой формы более 35% по массе.
Таким образом, государственным стандартом регламентировано, что гравий не должен содержать зерен более 35% по массе как пластинчатой, так и игловатой формы.Заказчик, устанавливая в аукционной документации требование к составу гравия в нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке на участие в аукционе значение показателя, соответствующее требованиям аукционной документации, но противоречащее требованиям ГОСТ.
В данных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в электронном аукционе было подано семь заявок, все из которых были признаны соответствующими требованиям аукционной документации и были допущены до участия в аукционе.
Кроме того, заявитель также ссылается на Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе и указывает, что заказчиком не установлено значение символов ",", "/".
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что Заказчиком в соответствии с поступившими запросами были даны разъяснения положений аукционной документации, содержащие, в том числе, порядок указания в заявке показателей товаров, значения которых установлены с использованием символов ",", "/", ввиду чего довод заявителя не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "Стройкомп"признать частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации муниципального образования город Алапаевск, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика", уполномоченному органу в лице Администрации муниципального образования город Алапаевск, его комиссиипредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) документации N 0162300005718000022, объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2018 г. в ____.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 апреля 2018 г. N 542-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018