Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2018
В полном объеме решение изготовлено 04.05.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Недра-ГЕО", в присутствии представителя ОБУ "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области" Гильметдинова Р.А., действующего на основании доверенности от 24.04.2018,
в отсутствие ООО "Недра-ГЕО", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 20.04.2018 поступила жалоба ООО "Недра-ГЕО" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на проведение комплекса кадастровых работ в отношении объектов недвижимости (извещение N 0369200018718000008) (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 04.04.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 4 124 200, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 24.04.2018 в 11:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Недра-ГЕО" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неоднозначно установлены критерии оценки заявки в части критерия квалификация участника закупки, содержащиеся в информационной карте и форме N 3 конкурсной документации. Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком установлено неправомерное требование о членстве участника закупки в реестре членов СРО в области проектирования, так как техническое задание не содержит условия об осуществлении архитектурно-строительного проектирования.
В жалобе также указано, что заказчиком не предоставлены разъяснения на запросы участника закупки, направленные 11.04.2018 и 19.04.2018.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал, что требования к участнику закупки и к составу заявки предусмотрены с учетом того, что при выполнении кадастровых работ может потребоваться разработка и использование проектной документации, в связи с чем заказчиком установлено требование о членстве подрядчика в СРО в области проектирования.
Критерии оценки заявок, указанные в информационной карте документации о закупке, являются основанием для оценки заявок участников закупки, тогда как форма 3 документации не является обязательной для заполнения.
Заказчиком предоставлено разъяснение на запрос участника закупки от 19.04.2018 и размещено в единой информационной системе, тогда как запрос от 11.04.2018 не поступал на электронную почту заказчика.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования к документам, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из системного прочтения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в документации о закупке должны быть установлены требования к участнику закупки и к составу заявки, подтверждающие его право выполнять работы, являющиеся объектом закупки.
Так, в пункте 10 технического задания указано, что участник должен быть членом саморегулируемой организации в области проектирования и представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Вместе с тем, из требований к составу работ, образующих описание объекта закупки, а также требований к результатам работ, не следует, что исполнитель должен осуществить проектирование объектов капитального строительства, в том числе подготовить по итогам выполнения работ проектную документацию, состав которой нормативно регламентирован Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
При этом, доводы заказчика, согласно которым при выполнении работ требуется определить состояние конструкций (при необходимости), в том числе подготовить техническое заключение на каждый объект недвижимости, не свидетельствует о необходимости выполнения исполнителем работ по проектированию объектов недвижимости, в том числе подготовки проектной документации.
На основании изложенного, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в документации о закупке неправомерно установлено требование к участнику закупки о членстве в саморегулируемой организации в области проектирования, что не соответствует как составу работ, образующих описание объекта закупки, так и цели осуществления закупки, которой является постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, а не архитектурно-строительное проектирование, необходимое для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно части 1 статьи 29 Закона о кадастровой деятельности кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
При этом, в пунктах 1,2 части 1 статьи 31 Закона о кадастровой деятельности кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:
- в качестве индивидуального предпринимателя;
- в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Таким образом, обязательным требованием для выполнения кадастровой деятельности является членство лица (индивидуального предпринимателя или работников юридического лица) в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Кроме того, согласно статье 37 Закона о кадастровой деятельности результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Таким образом, обязательным результатом кадастровых работ является подготовка межевого плана, технического плана или акта обследования, право выполнения которых имеет кадастровый инженер.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом контракта является проведение комплекса кадастровых работ в отношении объектов недвижимости.
В пункте 6 технического задания указан состав учетно-технических работ объектов недвижимости, тогда как в пункте 9 технического задания содержатся результаты работ и перечень выходных материалов, а именно:
- технический план в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера в 2 экземплярах на каждый объект недвижимости;
- технический план на бумажном носителе в 2 экземплярах на каждый объект недвижимости;
- техническое заключение на бумажном носителе в 1 экземпляре на каждый объект недвижимости;
- акт приема-сдачи выполненных работ (в 2-х экземплярах), подписанный Исполнителем и заверенный печатью Исполнителя;
- счет-фактура (в случае применения общей системы налогообложения).
С учетом изложенного, описание объекта закупки включает в себя выполнение исключительно кадастровой деятельности, что соответствует части 4 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности.
В пунктах 16, 20 информационной карты документации о закупке указано, что требования к участнику закупки и к составу заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
Следует отметить, что в пункте 10 технического задания указаны требования к участнику закупки, в том числе перечень документов, подтверждающих право осуществлять кадастровую деятельность, вместе с тем из условий технического задания, в том числе пунктов 16, 20 информационной карты, не представляется возможным сделать вывод о необходимость предоставления данных документов в составе заявки на участие в конкурсе.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в извещении и документации о закупке не установлены требования о предоставлении участником закупки в составе заявки конкретных документов, подтверждающих его право осуществлять кадастровую деятельность в соответствии с частью 1 статьи 29, пунктами 1,2 части 1 статьи 31 Закона о кадастровой деятельности.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 27 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки, необходимых как для рассмотрения и оценки заявок, так и для формирования конкурсного предложения участника закупки, должны содержаться объективные, полные и непротиворечивые данные, позволяющие участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
В пункте 29 информационной карты документации о закупке установлено, что значимость критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - критерий "квалификация участника закупки") составляет 40%.
Показателем критерия "квалификация участника закупки" является опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, что подтверждается количеством заключенных контрактов/договоров, подтверждающих успешный опыт работы участника закупки на рынке услуг, аналогичный предмету контракта, сопоставимого характера и объема, предоставляются данные за период трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Вместе с тем, в форме 3 конкурсной документации, поименованной как конкурсное предложение, содержатся показатели критерия квалификация участника закупки в части порядка оценки опыта выполнения работ, а также наличия у участника конкурса трудовых ресурсов, которые отсутствуют в требованиях к критериям оценки заявки, содержащихся в пункте 29 информационной карты документации о закупке.
Кроме того, в пункте 20 информационной карты указано, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки необходимо предоставлять по форме N 4.5, которая фактически отсутствует в составе документации о закупке.
Таким образом, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, пунктов 10, 27 Правил в конкурсном предложении участника закупки и в требованиях к порядку оценки заявок на участие в конкурсе содержатся противоречивые сведения о показателях критерия квалификация участника закупки, которые могут быть подтверждены участником закупки в составе конкурсной заявки.
3. Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В пункте 2.1.1 документации о закупке продублированы положения части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе с уточнением, что запрос участника закупки направляется по адресу заказчика, указанному в информационной карте.
В пункте 2 информационной карты указано, что место нахождения заказчика - 454013, г. Челябинск, ул. Тургоякская, 80.
Таким образом, из требований конкурсной документации однозначно следует, что запрос о разъяснении документации о закупке направляется участником закупки в письменном виде.
Вместе с тем, из документов, предоставленных обществом, следует, что запрос от 10.04.2018 исх. N 9 направлен заявителем 11.04.2018 и 19.04.2018 посредством электронной почты и факсом, что не отвечает требованиям части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также условиям конкурсной документации в части формы направления такого запроса.
Более того, из сведений, размещенных в единой информационной системе, следует, что на запрос, который поступил заказчику 19.04.2018, разъяснения документации о закупке размещены 23.04.2018, то есть в течение двух рабочих с даты поступления запроса, что отвечает требованиям законодательства о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 4-6, 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком обязательств, которые устанавливаются в зависимости от цены контракта, предложенной участником закупки.
При этом, в Постановлении N 1042 различаются штрафные санкции, взыскиваемые с подрядчика и заказчика, в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн рублей, так и менее 3 млн. рублей.
Вместе с тем, в пунктах 5.4, 5.8 проекта контракта установлены штрафные санкции на заказчика и подрядчика в случае, если цена контракта будет составлять менее 3 млн рублей, то есть без указания дифференцированных размеров неустойки, в случае, если цена контракта будет от 3 до 50 млн рублей.
Таким образом, в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4-6, 9 Постановления N 1042 в проекте контракта установлены штрафные санкции на подрядчика и заказчика без учета возможности предложения цены контракта более 3 млн рублей.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Недра-ГЕО" на действия заказчика в части установления единых требований к участнику закупки, к составу заявки и критериев оценки заявок на участие в конкурсе - обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пунктов 4,9 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51, частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4-6, 9 Постановления N 1042, пунктов 10, 27 Правил.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.*
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 апреля 2018 г. N 249-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018