Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПроБаланс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Клинический противотуберкулезный диспансер" МЗ КК (далее - Заказчик) при проведении уполномоченным органом- департаментом по регулированию контрактной системы КК электронного аукциона: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0318200063918000801) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе общество указывает, что Заказчиком указаны требования к товарам, противоречащие ст. 33 Закона о контрактной системе, в частности характеристики, применяемые Заказчиком при описании объекта закупки, соответствуют продукции одного производителя.
Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласны, считают документацию соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. Требования к товарам сформированы, исходя из потребности Заказчика использования продукции определенного качества и заданными характеристиками, в связи со спецификой осуществления основного вида деятельности учреждения.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом- департаментом по регулированию контрактной системы КК для нужд ГБУЗ "Клинический противотуберкулезный диспансер" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0318200063918000801).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 674 964 ,00 рублей.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В период проведения электронного аукциона в адрес Заказчика поступило три запроса о разъяснении положений аукционной документации, о чем свидетельствует информация, размещенная в ЕИС в сети "Интернет":
При даче разъяснений положений аукционной документации сроки, предусмотренные ст. 65 Закона о контрактной системе, Заказчиком не нарушены.
Также Заявителем указано, что Заказчиком даны разъяснения положений документации, противоречащие ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком в регламентированные сроки размещены 3 разъяснения положений документации на 3 поступивших запроса от участников закупки, все разъяснения содержат предмет запроса, а также ответ Заказчика по существу с указанием необходимости использования заявленных в техническом задании характеристик товара.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения ст. 65 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к закупаемым товарам установлены Заказчиком в разделе 2 аукционной документации.
Заявителем указано, что по ряду позиций (4, 7, 11) Заказчиком установлены требования к товару, не имеющему аналогов и соответствующему продукции единственного производителя.
Представители Заказчика пояснили, что при формировании объекта закупки использовались как требования Закона о контрактной системе, так и иных актов, регламентирующих основной вид деятельности учреждения (оказание медицинской помощи).
Также Заказчиком указано, что характеристикам, установленным по п. 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12 на рынке реализации данного вида продукции соответствует не менее двух производителей товара (п. 1: "Велюр" производитель: ООО "НПО СпецСинтез", "Химитек свежесть-антисептик" прозводитель: "НПФ Химитек"; п. 2: "Диаспрей" производитель: ООО "ИНТЕРСЭН-плюс", "Альписептик" производитель ООО "ТК Меридиан"; п. 3 "ДезТаб" производитель: ООО "Росхим", "Жавель Абсолют" производитель: ЗАО "Химический завод "Алдез"; п. 5 "Мегабак" производитель: ООО "ИНТЕРСЭН-плюс"; "Ультрабак" производитель: ООО "Дезвест"; п. 6: "Клиодез" производитель: ООО "АЛК-Технологии", "Оптимакс" производитель: ООО "ИНТЕРСЭН-плюс"; п. 8: "Триосепт-Люкс" производитель: ООО "НПО СпецСинтез", "Лайна-супер Эко" производитель: ООО "Хемилайн"; по п. 9: "Триосепт-ОЛ" производитель: ООО "НПО СпецСинтез", "Фармсепт" производитель: "Уралхимфарм плюс"; по п. 10: "Сайдезим" производитель: ООО "Эдвандс Стерилизейшн Продактс", "Анизиом синержи 5" производитель: ООО "РАМТЭК"; п. 12: "Аминаз плюс" производитель: ООО "Уралхимфарм плюс", "АБСОЛЮЦИД энзим" производитель: ЗАО "Химический завод "АЛДЕЗ").
По п. 4, 7, 11 Заказчиком сформированы требования к товару с учетом потребности учреждения для соблюдения санитарно- эпидемиологических норм и правил на территории Заказчика, направленных на обеспечение охраны жизни и здоровья пациентов и медицинского персонала.
По п. 11 Заявитель обжалует следующие требования Заказчика:
Обработки операционного и инъекционного полей на коже, для обеззараживания ран, травм, ожогов, ушибов, ссадин, а также швов после операции |
соответствие |
Предупреждения воспалений и лечение инфекций слизистой в гинекологии, акушерстве, урологии, проктологии, хирургии, дерматологии, венерологии, гериатрии, терапии и педиатрии. |
соответствие |
Требования Заказчика основаны на специфики учреждения с учетом направленности оказания медицинской помощи.
В п. 10.1-10.8 СП 3.1.2.3114-13 ""Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика туберкулеза" (с изменениями на 6 февраля 2015 года) установлено: "10.1. При проектировании и реконструкции медицинских противотуберкулезных организаций предусматриваются инженерные меры защиты, способствующие снижению содержания в воздухе инфекционного аэрозоля возбудителя, включающие отдельные системы вентиляции в палатах больных, кабинетах сотрудников, бактериологических лабораториях.
10.2. Противотуберкулезные медицинские организации оснащаются медицинским оборудованием, обеспечивающим снижение риска распространения туберкулезной инфекции при работе с инфекционным материалом, - ламинарными шкафами, утилизаторами медицинских отходов, кабинами для сбора мокроты.
10.3. В медицинских противотуберкулезных организациях обеспечивается разделение потоков больных (впервые выявленные, больные с хроническими формами туберкулеза, больные туберкулезом, устойчивым к лекарственным препаратам, больные туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией), раздельное питание этих групп больных.
10.4. Заключительная дезинфекция в медицинских организациях проводится силами специализированных организаций с последующим косметическим ремонтом. В противотуберкулезных медицинских организациях заключительную дезинфекцию проводят не менее 1 раза в год, а также перед сносом здания.
Текущая дезинфекция в противотуберкулезных медицинских организациях проводится медицинским персоналом.
10.5. Отходы фтизиатрических медицинских организаций, загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза, отнесенными к классу В, обеззараживаются и удаляются в установленном порядке.
10.6. В противотуберкулезных медицинских стационарах пациентами с бактериовыделением при выходе из палат надеваются индивидуальные средства защиты органов дыхания, препятствующие попаданию возбудителей туберкулеза в окружающую среду.
10.7. Сотрудники медицинских противотуберкулезных организаций обеспечиваются специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты, в том числе масками-респираторами, разрешенными к использованию при туберкулезной инфекции, одеждой для работы в очагах туберкулезной инфекции, а также необходимыми санитарно-бытовыми помещениями, в том числе душевыми.
10.8. Не допускается стирка специальной одежды работников противотуберкулезных медицинских организаций на дому.".
Как видно из представленного документа на территории медицинских учреждений подобного типа устанавливается особый порядок дезинфекции, что требует установления качественных и технических характеристик товара, отвечающих потребности Заказчика.
Также, представителями Заказчика указано, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовались 5 коммерческих предложений, на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки, все поступившие заявки допущены к участию в аукционе.
Заявителем не представлено документов в порядке ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, подтверждающих обоснованность доводов жалобы в части невозможности поставки товара, заявленного в разделе 2 аукционной документации.
Таким образом, требования Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные выводы Комиссии подтверждаются п. 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года: "Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки_ Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В рассматриваемом деле антимонопольным органом не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона; в государственном реестре производителей препарата, выпускающих его во флаконах, зарегистрированы два производителя; на участие в аукционе подано семь заявок, в которых поставщики предлагали поставить препарат во флаконах обоих производителей.".
Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПроБаланс" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200063918000801).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 апреля 2018 г. N ЭА-596/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018