Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ЦЭПСА" (далее - Заявитель) на действия департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении для нужд министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Заказчик) открытого конкурса: "Выполнение работы "Комплексное экологическое обследование территории Ахтарских соленых озер в муниципальном образовании Приморско-Ахтарский район в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения" (извещение N 0318200063918000160) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует действия (бездействие) отраслевой комиссии департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края. В своей жалобе ООО "ЦЭПСА" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) при условии установления в конкурсной документации в отношении критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки_" по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" значения "Количество специалистов, имеющих звание и (или) ученую степень в области экологических и (или) биологических и (или) географических наук, (человек)" отраслевой комиссией при оценке заявок на участие в конкурсе не приняты к учету два специалиста, имеющих звания, что повлияло на выбор победителя конкурса; 2) с учетом установления вышеуказанного значения конкурсная документация не содержит требования о составе документов, подтверждающих наличие звания у специалистов, привлекаемых к исполнению контракта, что повлияло на результат определения подрядчика.
Представителем Уполномоченного органа представлено извещение об осуществлении закупки, конкурсная документация, заявки участников закупки, пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Уполномоченного органане согласен и считает, что отраслевой комиссией оценка заявок была осуществлена в полном соответствии с установленными критериями и требованиями к предоставлению документов, подтверждающих наличие специалистов.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился открытый конкурс: "Выполнение работы "Комплексное экологическое обследование территории Ахтарских соленых озер в муниципальном образовании Приморско-Ахтарский район в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения" (извещение N 0318200063918000160).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей.
На основании ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
На основании п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 7 статьи 53 Закона о контрактной системе определено, что на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с п. 2), п. 6) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системедля оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
На основании п. 4 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил N 1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В п. 33 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации установлено: порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины их значимости - согласно Разделу 10 "Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей".
В Разделе 10 "Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимости" конкурсной документации определено, что оценка заявок, окончательных предложений участников закупки, происходит в соответствии с утвержденными Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В соответствии с Разделом 10 "Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериеви величины их значимости" конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок:
1. Критерий "Цена контракта" (значимость критерия 60%).
2. Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 40%) (далее - Критерий "Квалификация участников закупки".
В отношении Критерия "Квалификация участников закупки" предусмотрен следующий показатель, его значения и документы, подтверждающие квалификацию участника, в частности:
Наименование показателя критерия |
Значение |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
1 |
2 |
5 |
1. Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ |
Количество специалистов, имеющих звание и (или) ученую степень в области экологических и (или) биологических и (или) географических наук, (человек) |
Комплект документов по каждому сотруднику, включающий: копию трудовой книжки или трудового договора и копию документа, подтверждающего наличие ученой степени в области биологических и (или) географических наук |
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
На основании ч. 8 ст. 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно п. 5), п. 6), п. 7) ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров.
Согласно Приложению к Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 0318200063918000160-ОК-1 от 05.03.2018 г. ООО "ЦЭПСА" в составе заявки по критерию "Квалификация участников закупки" в отношении показателя "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" по значению "Количество специалистов, имеющих звание и (или) ученую степень в области экологических и (или) биологических и (или) географических наук, (человек)" представлено 10 комплектов документов, подтверждающих наличие специалистов.
На основании Приложения N 1 к Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0318200063918000160-ОК-2 от 23.03.2018 г. ООО "ЦЭПСА" по критерию "Квалификация участников закупки" присуждено 80 баллов.
В соответствии с разъяснениями результатов открытого конкурса департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 27.03.2018, направленными в адрес ООО "ЦЭПСА" письмом от 29.03.2018 N 45-09-14-418/18 на основании запроса участника закупки о разъяснении результатов конкурса согласно ч. 13 ст. 53 Закона о контрактной системе, по Критерию "Квалификация участников закупки" по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" для значения "Количество специалистов, имеющих звание и (или) ученую степень в области экологических и (или) биологических и (или) географических наук, (человек)" документами, подтверждающими квалификацию участника являются комплект документов по каждому сотруднику, включающий: копию трудовой книжки или трудового договора и копию документа, подтверждающего наличие ученой степени в области биологических и (или) географических наук. Вами были представлены копии документов специалистов в количестве 10 человек, из них для 8 специалистов представлены копии договоров возмездного оказания услуг и копии дипломов о присвоении ученой степенив области биологических или географических наук и для 2-х специалистов - копии договоров возмездного оказания услуг и копии удостоверений о присвоении званий "Заслуженный эколог Кубани". Согласно перечню документов, подтверждающих квалификацию участника, копии удостоверений о присвоении званий при оценки не учитываются.
Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО "ЦЭПСА" по критерию "Квалификация участников закупки" представлено 10 комплектов документов, из них для 8 специалистов представлены копии договоров возмездного оказания услуг и копии дипломов о присвоении ученой степени в области биологических, географических наук и для 2-х специалистов - копии договоров возмездного оказания услуг и копии удостоверений о присвоении званий "Заслуженный эколог Кубани".
Таким образом, с учетом установленных в конкурсной документации требований в отношении документов, подтверждающих квалификацию участника, действия отраслевой комиссии Уполномоченного органа при оценки заявок не противоречат положениям конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системерассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В свою очередь, в отношении Критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" установлено значение "Количество специалистов, имеющих звание и (или) ученую степень в области экологических и (или) биологических и (или) географических наук, (человек)", при этом в качестве документа, подтверждающего квалификацию участника, определена исключительно копию документа, подтверждающего наличие ученой степени в области биологических и (или) географических наук.
Таким образом, конкурсная документация содержит противоречивые требования в отношении нестоимостных критериев оценки заявок, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЦЭПСА" обоснованной в части наличия нарушений ч. 3 ст. 7, п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - министерства природных ресурсов Краснодарского края нарушение ч. 3 ст. 7, п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии), Заказчику - министерству природных ресурсов Краснодарского краявыдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 182
по делу N К-45/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
11 апреля 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 11.04.2018 г. по делу К-45/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЦЭПСА" на действия департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края при проведении для нужд министерства природных ресурсов Краснодарского края открытого конкурса: "Выполнение работы "Комплексное экологическое обследование территории Ахтарских соленых озер в муниципальном образовании Приморско-Ахтарский район в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения" (извещение N 0318200063918000160) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии), Заказчику - министерству природных ресурсов Краснодарского края устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса и внесения изменений в извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N К-45/2018 от 11.04.2018 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 04.04.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 апреля 2018 г. N К-45/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018