Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей администрации МО "Город Астрахань" Феклистовой Н.Ю. (доверенность от 26.12.2017 N30-09-426), Телькуновой О.Е. (доверенность от 26.12.2017 N30-09-433), в присутствии представителя муниципального заказчика МУП г.Астрахани "Астрводоканал" Конновой М.А. (доверенность от 29.12.2017 N15-266) и в присутствии представителей заявителя СПАО "Ингосстрах" в лице филиала СПАО "Ингосстрах" в Астраханской области Моргуновой Н.А. (доверенность от 22.12.2017 N5887773-581/17), Мухамедовой А.М. (доверенность от 09.04.2018 N6076191-581/18), рассмотрев жалобу СПАО "Ингосстрах" в лице филиала СПАО "Ингосстрах" в Астраханской области на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа администрации МО "Город Астрахань" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в отношении объектов находящихся в оперативном управлении МУП г.Астрахани "Астрводоканал" (номер извещения: 0325300006418000092), содержащую признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 04.04.2018 поступила жалоба СПАО "Ингосстрах" в лице филиала СПАО "Ингосстрах" в Астраханской области (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа администрации МО "Город Астрахань" (далее - конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в отношении объектов находящихся в оперативном управлении МУП г.Астрахани "Астрводоканал" (номер извещения: 0325300006418000092) (далее - открытый конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная комиссия, рассмотрев конкурсные заявки участников закупки, незаконно признала конкурсные заявки ПАО СК "Росгосстрах", САО "ВСК", АО "Альфастрахование" соответствующей требованиям конкурсной документации, поскольку цена, предложенная данными участниками, не соответствовала требованиям конкурсной документации.
Доводы жалобы основаны на выводах о применении указанными обществами неверных коэффициентов к базовым ставкам страховых тарифов, устанавливаемых исходя из уровня безопасности опасного объекта.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
02.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса и документация об этом конкурсе, с начальной (максимальной) ценой контракта 440 700 руб.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.03.2018 на участие в конкурсе были поданы 5 конкурсных заявок. Конкурсная комиссия признала соответствующими конкурсные заявки всех участников закупки, а именно: СПАО "Ингосстрах", САО "ВСК", АО "Согаз", ПАО СК "Росгосстрах", АО "Альфастрахование".
По результатам рассмотрения и оценки заявок конкурсная комиссия признала победителем в открытом конкурсе ПАО СК "Росгосстрах", как предложившее наименьшую цену контракта, о чем указано в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.03.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заказчик в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установил в пункте 21 главы II "Техническая часть" конкурсной документации требование к содержанию конкурсной заявки, а именно:
"I. Содержание и состав заявки на участие в открытом конкурсе:
1. Опись документов (форма 1);
2. Заявка на участие в открытом конкурсе (форма 2);
3. Предложение о цене контракта (форма 3);
4. Предложение в отношении объекта закупки (форма 4);
5. Предложение о качественных, функциональных характеристиках объекта закупки (форма 5);
6. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее, чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
7. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
8. Документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии таких документов:
- действующую лицензию на осуществление страхования с указанием вида деятельности: обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
9. В заявке на участие в открытом конкурсе (форма 2) декларируется соответствие участника открытого конкурса требованиям, предусмотренным в пунктах 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
10. Копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
11. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса оказание услуг, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В силу частей 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон N225-ФЗ) страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы или их предельные (максимальные и минимальные) значения, структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с Законом N 225-ФЗ и обязательны для применения страховщиками.
Частью 9 статьи 7 Закона N 225-ФЗ установлено, что при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 225-ФЗ значение коэффициента, указанного в части 9 данной статьи, не может быть более 1,0 и менее 0,6.
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О страховых тарифах, структуре страховых тарифов включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядке применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" в целях расчета страховой премии в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ страховщик определяет размер страхового тарифа по договору обязательного страхования по следующей формуле:
Т = ТБ x КБМ x КУБ,
где:
Т - страховой тариф;
ТБ - базовая ставка страхового тарифа (приложение 1 к Указанию);
КБМ - коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов, устанавливаемый в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования;
КУБ - коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта.
Заказчик для расчета начальной (максимальной) цены контракта применил тарифный метод, при этом не определил конкретный коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заявитель считает, что конкурсная комиссия при рассмотрении конкурсных заявок (ценовых предложений) обязана была руководствоваться порядком определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта, утвержденным президиумом Национального союза страховщиков (далее - Порядок).
По мнению подателя жалобы, заявки ПАО СК "Росгосстрах", САО "ВСК", АО "Альфастрахование" не соответствуют конкурсной документации именно в силу неприменения этими обществами Порядка при расчете коэффициентов к базовым ставкам страховых тарифов, устанавливаемых исходя из уровня безопасности опасного объекта.
Однако Комиссия считает, что вышеуказанный довод Заявителя несостоятелен, поскольку конкурсная документация не предусматривает применение спорного Порядка при оформлении заявки на участие конкурсе, не определяет конкретные коэффициенты к базовым ставкам страховых тарифов, устанавливаемые исходя из уровня безопасности опасного объекта, и не содержит какие-либо правила для их расчета.
Более того, Порядок не является нормативным правовым актом, он не содержится в общедоступных источниках информации.
При указанных обстоятельствах конкурсная комиссия не должна была соотносить заявки на участие в конкурсе с требованиями Порядка при принятии решения об их соответствии либо несоответствии конкурсной документации.
Конкурсная документация не содержит положений, которым не соответствуют спорные заявки, в связи с чем у конкурсной комиссии не имелось оснований для признания их несоответствующими документации.
Кроме того, представитель Заявителя в ходе рассмотрения жалобы указал на тот факт, что конкурсная заявка ПАО СК "Росгосстрах" подана на участие в конкурсе от имени филиала.
Однако Комиссия считает, что данный факт не нашел своего подтверждения поскольку, вышеуказанная заявка подана от юридического лица ПАО СК "Росгосстрах", что следует из ее содержания.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу СПАО "Ингосстрах" в лице филиала СПАО "Ингосстрах" в Астраханской области на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа администрации МО "Город Астрахань" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в отношении объектов находящихся в оперативном управлении МУП г.Астрахани "Астрводоканал" (номер извещения: 0325300006418000092) не обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 апреля 2018 г. N 105-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018