Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Перспектива" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителя муниципального заказчика - МКУ МО "ЗАТО Знаменск АО "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" Мужиковой Д.Т. (доверенность от 10.04.2018 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" 443099, г.Самара, ул.Куйбышева, 79,64) на действия муниципального заказчика - МКУ МО "ЗАТО Знаменск АО "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления", при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 м3/сут ЗАТО Знаменск Астраханской области (Технологическое оборудование) (реестровый N0325300058018000011), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 20.04.2018 поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика - МКУ МО "ЗАТО Знаменск АО "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 м3/сут ЗАТО Знаменск Астраханской области (Технологическое оборудование) (реестровый N0325300058018000011) (далее -электронный аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия, изучив документы, составленные и полученные в ходе проведения аукциона, установила, что 06.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация о нем.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая обоснованность их положений.
I. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения работ.
По смыслу приведенных правовых норм, в проект контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства включается график выполнения работ и график их оплаты.
Согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта аукционной документации не содержит графика выполнения работ и графика их оплаты.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают части 5 и 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в извещении установлены следующие сроки окончания выполнения работ: "май-декабрь 2018 года". Однако в пункте 3.2 проекта контракта указано: "Срок исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту:
- начало выполнения Работ: с даты заключения настоящего Контракта (при этом отчет начинается со следующего дня после подписания Контракта).
- окончание выполнения Работ: 87 (восемьдесят семь) рабочих дней с даты подписания настоящего Контракта".
Таким образом, как верно отражено в жалобе, действия Заказчика, указавшего в извещении об аукционе сведения, которые не соответствуют сведениям, содержащимся в проекте контракта аукционной документации, не соответствуют п.1 ч.1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
II. Заказчик в п.1.7.1 информационной карты указал в числе требований к участникам закупки требование о "наличии выписки из свидетельства о допуске к соответствующему виду работ, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 (ред. От 14.11.2011 г.) "Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
п.23. Монтажные работы:
- 23.32. Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений;
п.32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
- п.32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14);
- п.32.4. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации (вид работ N 15.1, 23.32, 24.29, 24.30, группы видов работ N 16, 17);
п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- п.33.3. Жилищно-гражданское строительство;
- п.33.7. Объекты водоснабжения и канализации".
Податель жалобы не согласен с указанными требованиями.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ Ростехнадзора N 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем, согласно Приказу Ростехнадзора N 58 сведения в отношении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске не применяются с 01.07.2017.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора N58.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе выписки из свидетельства о допуске к соответствующему виду работ выданного саморегулируемой организацией, с указанием вида работ, что не предусмотрено Приказом Ростехнадзора N 58.
Указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
III. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Постановлении Правительства N99 от 04.02.2015 установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
В п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 от 04.02.2015 указано наименование товаров, работ, услуг, при оказании которых применяются дополнительные требования: "выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей".
Применительно к данному виду работ установлены дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В извещении о проведении Аукциона указан код позиции КТРУ- 42.21.23.000 и цена контракта, превышающая 10 млн. рублей.
Таким образом, Заказчик, правомерно установил дополнительные требования к участникам закупки, согласно Постановлению Правительства N99 от 04.02.2015.
Однако необходимо отметить следующее.
В соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение указанной нормы требования ко второй части заявки, установленные Заказчиком, не содержат перечня документов, установленных ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015, что указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения влияют на субъектный состав закупки и, как следствие, на результат определения победителя, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ООО "Перспектива" 443099, г.Самара, ул.Куйбышева, 79,64) на действия муниципального заказчика - МКУ МО "ЗАТО Знаменск АО "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления", при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 м3/сут ЗАТО Знаменск Астраханской области (Технологическое оборудование) (реестровый N0325300058018000011) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - МКУ МО "ЗАТО Знаменск АО "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" нарушившим ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, ч.5 ст.66, ч.5,6 ст.110.2 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 м3/сут ЗАТО Знаменск Астраханской области (Технологическое оборудование) (реестровый N0325300058018000011).
3. Выдать МКУ МО "ЗАТО Знаменск АО "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 м3/сут ЗАТО Знаменск Астраханской области (Технологическое оборудование) (реестровый N0325300058018000011).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 апреля 2018 г. N 139-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018