Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчиков: Департамента образования и науки Тюменской области (далее также - заказчик, Департамент образования и науки) _ по доверенности N2704 от 13.04.2018 г., Департамента социального развития Тюменской области _ по доверенности N14-18 от 13.04.2018 г., в отсутствии заказчика Департамента здравоохранения Тюменской области извещенного надлежащим образом, о дате и времени рассмотрения настоящего дела.
от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) _ по доверенности N31 от 08.08.2017 г.
от заявителя: ИП _ (далее также - заявитель, ИП), _ по доверенности N1 от 13.04.2018 г.,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу ИП на действия заказчиков Департамента образования и науки Тюменской области, Департамента здравоохранения Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) (реестровый номер 0167200003418000596),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 13.04.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В своей жалобе заявитель приводит довод о том, что в аукционной документации содержатся нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
Включение заказчиком в описание объекта закупки требования к цвету кузова автобуса "желтый, оттенок RAL 1023 по каталогу цветов RAL Classik" нарушает положения ст.33 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 2.2.4 ГОСТ 33552-2015 "Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета. Рекомендуемый оттенок желтого цвета - RAL1023 по каталогу цветов RAL Classik".Также в соответствии с подпунктом 1.16.1.5 пункта 1.16 "Требования к транспортным средствам для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет" Приложения N6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) "Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета". При этом заявитель настаивает на включении в описании объекта закупки требования о соответствии школьных автобусов конкретному ГОСТу.
Представители заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представил письменные пояснения (от 13.04.2018 N2718).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона N0167200003418000596 электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу), с начальной (максимальной) ценой контракта 587 778 919,89 рублей, в интересах Департамента образования и науки Тюменской, Департамента социального развития Тюменской области, Департамента здравоохранения Тюменской области.
Информация об электронном аукционе была размещена 27.03.2018 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003418000596 .
Довод Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям:
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Также, согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при составления описания объекта закупки Заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся различных технических характеристик, товара, работы, услуги которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положения части 2 статьи 33, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является "оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)".
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что согласно приложения N1 к документации о проведении электронного аукциона предметом лизинга являются школьные автобусы (пп. 17 описания объекта закупки), автомобили скорой помощи, автомобили для перевозки инвалидов, автомобили.
Согласно пункту 2.2.4 ГОСТ 33552-2015 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний" кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета. Рекомендуемый оттенок желтого цвета - RAL 1023 по каталогу RAL Classik.
В соответствии с подпунктом с подпунктом 1.16.1.5 пункта 1.16 "Требования к транспортным средствам для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет" Приложения N6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) "Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета".
Таким образом, указание на оттенок цвета по каталогу цветов RAL Classik осуществлено в соответствии с техническим регламентом, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и не является требованием или указанием в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, непосредственно к предмету лизинга и не влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Каталог RAL - это международная универсальная система соответствия цветов, востребованная сегодня практически во всех отраслях, где нужно правильное понимание цвета.
Учитывая разнообразие оттенков цветов, каталог RAL позволяет более точно определить желаемую цветовую гамму изделия.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели физико-механических свойств указанного товара.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы подтверждающие обоснованность довода в части ограничения количества участников закупки, а также невозможности формирования заявки на участие в данном аукционе, а также нарушении законных прав и интересов заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП _ на действия Департамента образования и науки Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области, Департамента здравоохранения Тюменской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) (реестровый номер 0167200003418000596) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 апреля 2018 г. N ФКС 18/103
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018