Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ПРОГРЕСС" (далее - ООО "ПРОГРЕСС", заявитель): <_> (представитель по доверенности),
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Колыма", заказчик): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобы ООО "ПРОГРЕСС" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении открытых конкурсов на выполнение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 305+000 - км 320+000, Республика Саха (Якутия)" (изв. N 0316100011918000025), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 320+000 - км 335+865, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000026), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 346+640 - км 365+000, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000027), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 545+000 - км 561+866, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000028), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ПРОГРЕСС" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении открытых конкурсов на выполнение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 305+000 - км 320+000, Республика Саха (Якутия)" (изв. N 0316100011918000025), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 320+000 - км 335+865, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000026), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 346+640 - км 365+000, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000027), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 545+000 - км 561+866, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000028).
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Прогресс" огласила доводы жалобы в полном объеме. Из жалоб следует, что заявителем по всем оспариваемым закупкам обжалуется следующее:
1. Действия заказчика по объединению в один лот закупок работ по разработке проектной документации и инженерным изысканиям.
2. Указание в конкурсной документации цены контракта с выделением суммы НДС.
3. Установление для оценки конкурсных заявок критерия "Квалификация участников закупки" для получения баллов по которому комиссией принимаются лишь копии государственных и муниципальных контрактов.
4. Наличие в проекте контракта противоречивых пунктов относительно оснований для расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке - пункт 9.5 проекта контракта содержит указание на то, что заказчик вправе расторгнуть контракт в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения отдельных этапов работ, предусмотренных календарным графиком работ более чем на 25 рабочих дней, при этом далее, в этом же пункте контракта указано, что основанием для расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке является нарушение подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 20 календарных дней.
Просит признать жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений ФКУ Упрдор "Колыма" следует, что заказчик с жалобами ООО "Прогресс" не согласен по следующим основаниям.
1. Описание объекта закупки заказчиком сформировано исходя из собственных потребностей, с учетом специфики его деятельности, необходимые для выполнения соответствующих функций.
Предметом оспариваемых закупок является выполнение проектно-изыскательских работ на выполнение капитального ремонта водопропускных труб автомобильной дороги.
Проектно-изыскательские работы, являющиеся предметом закупки представляют собой комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований капитального строительства, подготовке проектов, рабочей документации, составлению сметной документации для осуществления капитального ремонта водопропускных труб.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 4.1 ОДМ 218.2.037-2013 "Методические рекомендации на проведение изыскательских работ при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог" инженерные изыскания выполняют для получения материалов и сведений, необходимых для разработки: проектной документации капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог; рабочей документации для капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.2 ОДМ 218.2.037-2013 инженерные изыскания для проектной документации капитального ремонта проводят в соответствии с требованиями технических регламентов, а также с учетом материалов и данных инженерных изысканий, которые хранят в государственном фонде материалов и данных ранее выполненных инженерных изысканий, а также в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Таким образом, инженерные изыскания производятся для подготовки проектно-технической документации объектов капитального строительства. Подготовка и реализация проектно-технической документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускаются.
Указывают, что заказчик не объединил в один лот изыскательские работы и работы по проектированию, а в соответствии с действующими техническими регламентами и законодательством Российской Федерации установил предмет закупки, исходя из специфики выполняемых работ.
2. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а изменение условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьей 95 названного закона. К их числу относится снижение цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, их качества и иных условий контракта, если эта возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Закон о контрактной системе не разъясняет, как действовать заказчику в случае, если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения. Информация о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включена в перечень документов и сведений, которые участники должны представлять в составе заявки на участие в закупке.
Таким образом, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Цена заключенного контракта не может быть изменена, кроме случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.
Следовательно, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
3. Установленные критерии оценки конкурсных заявок не являют собой условия допуска для участия в открытых конкурсах.
При этом факт заключения договора частного характера не является фактом его добросовестного исполнения. Историю исполнения договоров частного характера фактически невозможно отследить, как и невозможно проверить начисление по ним штрафов, пеней и т.д.
4. В проекте государственного контракта допущены технические ошибки.
В качестве оснований для расторжения контракта в проекте контракта надлежало установить нарушение подрядчиком сроков выполнения отдельных этапов работ, предусмотренных календарным графиком работ и (или) общего срока выполнения работ более чем на 20 календарных дней.
Просят представить заказчику возможность внести изменения в проекты контрактов на стадии направления государственных контрактов победителям закупок.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав лицо, участвующее в деле, установила следующее:
1.1) извещение N 0316100011918000025 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru - 30.03.2018 г.;
1.2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
1.3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 805 224,00 руб.;
1.4) на участие в открытом конкурсе поступило 6 заявок от участников закупки.
1.5) на момент рассмотрения жалобы рассмотрение и оценка заявок участников закупки не проведены.
1.6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
2.1) извещение N 0316100011918000026 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru - 30.03.2018 г.;
2.2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
2.3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 079 603,00 руб.;
2.4) на участие в открытом конкурсе поступило 6 заявок от участников закупки.
2.5) на момент рассмотрения жалобы рассмотрение и оценка заявок участников закупки не проведены.
2.6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
3.1) извещение N 0316100011918000027 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru - 30.03.2018 г.;
3.2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3.3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 720 990,00 руб.;
3.4) на участие в открытом конкурсе поступило 5 заявок от участников закупки.
3.5) на момент рассмотрения жалобы рассмотрение и оценка заявок участников закупки не проведены.
3.6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
4.1) извещение N 0316100011918000028 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru - 30.03.2018 г.;
4.2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
4.3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 008 681,00 руб.;
4.4) на участие в открытом конкурсе поступило 3 заявки от участников закупки.
4.5) на момент рассмотрения жалобы рассмотрение и оценка заявок участников закупки не проведены.
4.6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы ООО "ПРОГРЕСС" обоснованными частично в силу следующего.
1. ООО "ПРОГРЕСС" обжалует действия заказчика по объединению в один лот закупок работ по разработке проектной документации и инженерным изысканиям.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, раскрывающей суть принципа обеспечения конкуренции в контрактной системе в сфере закупок установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описание объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из совокупного смысла вышеизложенных положений Закона о контрактной системе следует, что устанавливая требования к поставляемому товару/выполняемой работе/оказываемой услуге заказчики, в первую очередь, должны исходить из собственных потребностей, которые выражаются в необходимости достижения заданных результатов осуществления закупки.
При этом законодательство о контрактной системе не содержит положений в соответствии с которыми заказчикам надлежит определять предмет закупки и составлять описание объекта закупки в ущерб собственным потребностям, с целью обеспечения участия в закупке максимально возможного количества участников.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В силу части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Из положений конкурсных документаций следует, что предметом оспариваемых конкурсов является выполнение проектно-изыскательских работ для проведения дальнейшего ремонта автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на различных ее участках.
Таким образом, работы по инженерным изысканиям и проектированию, проводятся на существующих объектах.
Согласно пункту 4.1 ОДМ 218.2.037-2013 "Методические рекомендации на проведение изыскательских работ при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог" инженерные изыскания выполняют для получения материалов и сведений, необходимых для разработки: проектной документации капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог; рабочей документации для капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог.
При изложенных обстоятельствах доводы ООО "Прогресс" о том, что работы по инженерным изысканиям и проектированию не являются технически и функционально взаимосвязанными не находят своего подтверждения.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о контрактной системе установлено, что для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Также из письменных пояснений заказчика следует, что при определении предмета закупки заказчик руководствовался выпиской из объемов работ для государственных нужд за счет средств Федерального дорожного фонда на 2018 год на проведение проектно-изыскательских работ на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В материалы дела заказчиком представлена указанная выписка, а также копии приказов NN 142, 143, 144 и 145 от 13.03.2018 г., из которых следует, что начальная (максимальная) цена контракта по всем закупкам утверждается на основании выписки из объемов работ для государственных нужд за счет средств Федерального дорожного фонда на 2018 год на проведение проектно-изыскательских работ на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения
Заказчик является федеральным казенным учреждением и действует на основании тех полномочий, что установлены ему главным распорядителем в уставе и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ установлено следующее:
- часть 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ: казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- часть 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ: финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
- часть 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ: заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Согласно пункту 5.1 раздела 5 Устава Заказчика, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2016 г. N 801, финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетных смет. Бюджетные сметы ФКУ Упрдор "Колыма" составляются, утверждаются и ведутся в порядке, определенном Федеральным дорожным агентством в соответствии с общими требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.
Согласно разделу 7 Устава заказчика, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2016 г. N 801, к компетенции Федерального дорожного агентства относится: определение приоритетных направлений деятельности Учреждения, принципов формирования и использования имущества, необходимого для осуществления его деятельности; утверждение в установленном порядке бюджетной сметы на обеспечение деятельности Учреждения; финансовое обеспечение Учреждения в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
Таким образом, заявитель, являясь казенным учреждением, не имеет собственных средств, а исполняет задачи в переделах лимитов бюджетных обязательств, доводимых ежегодно главным распорядителем бюджетных средств - Федеральным дорожным агентством, освоение бюджетных средств производится в соответствии с заданиями на выполнение работ.
Материалами дел установлено, что на участие в оспариваемых заявителем закупках подано от 3-х до 6-ти заявок от участников закупок.
При изложенных обстоятельствах, первый довод Заявителя, указанный во всех рассматриваемых жалобах, не находит подтверждения.
2. Заявитель обжалует указание в конкурсных документациях цены контракта с выделением суммы НДС, и отсутствие в документациях условия о применяемой цене контракта, в том случае, если победитель контракта не является плательщиком НДС.
Как отмечено выше, частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По общему правилу, содержащемуся в статье 711 ГК РФ, заказчик обязан уплатить подрядчику цену, обусловленную договором.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В пункте 3.6. извещения о проведении закупки N 0316100011918000025 указано следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 4 805 224,00 рублей, в том числе НДС.
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и доводятся ежегодно главным распорядителем бюджетных средств в установленные сроки)".
В пункте 3.6. извещения о проведении закупки N 0316100011918000026 указано следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 5 079 603,000 рубля, в том числе НДС.
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и доводятся ежегодно главным распорядителем бюджетных средств в установленные сроки)".
В пункте 3.6. извещения о проведении закупки N 0316100011918000027 указано следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 5 720 990,00 рубля, в том числе НДС.
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и доводятся ежегодно главным распорядителем бюджетных средств в установленные сроки)".
В пункте 3.6. извещения о проведении закупки N 0316100011918000028 указано следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 1 008 681,00 рубля, в том числе НДС.
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и доводятся ежегодно главным распорядителем бюджетных средств в установленные сроки)".
Пунктами 3.1 проектов контрактов по всем закупкам установлено следующее условие: "Цена Контракта составляет _________ рубля (__________), включая НДС 18% - __ руб. /без НДС.
(НДС указывается в случае, если Исполнитель является плательщиком НДС).
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и доводятся ежегодно главным распорядителем бюджетных средств в установленные сроки).
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и настоящим Контрактом.
Изменение цены Контракта, в том числе по соглашению сторон, допускается в соответствии со ст. 34, ст.95 Закона N44-ФЗ и разделом 8 настоящего Контракта.".
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса РФ, лица, применяющие упрощенную систему налогообложению, не уплачивают НДС, за исключением данного налога, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 указанного Кодекса.
Письмами Минэкономразвития России от 12.12.2014 N Д28и-2787, от 30.09.2014 N Д28и-1889, Минфина России от 05.09.2014 N 03-11-11/44793, от 29.08.2014 N 02-02-09/43300 определено, что контракт должен заключаться по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, которая предусмотрена контрактом, должна быть выплачена победителю закупки в установленном контрактом размере, вне зависимости от используемой победителем торгов системы налогообложения.
Следовательно, выделение в Проекте контракта НДС Заказчиком обоснованно, так как НДС обязателен к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, указание в конкурсной документации, в том числе, проекте контракта цены, включающей НДС подразумевает возможность применения потенциальным участником закупки общей системы налогообложения, что не нарушает положения Закона о контрактной системе.
При этом указание в конкурсной документации цены контракта без выделения суммы НДС также ограничит количество участников закупки - такими действиями будут ущемлены права участников закупки, применяющих общий режим налогообложения и являющихся плательщиками НДС.
Как отмечено выше, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено право любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации по обжалованию в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что действия заказчика по указанию в конкурсной документации цены контракта с выделением суммы НДС каким-либо образом нарушили права и законные интересы ООО "ПРОГРЕСС" на участие в закупке.
При этом из пояснений заказчика следует, что контракты заключаются и оплачиваются заказчиком по цене победителей закупок вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется победителями закупок .
В связи с вышеизложенным, второй довод жалоб ООО "ПРОГРЕСС" признается необоснованным.
3. Заявитель оспаривает действия заказчика по установлению для оценки конкурсных заявок критерия "Квалификация участников закупки", для получения баллов по которому комиссией принимаются лишь копии государственных и муниципальных контрактов.
В письменных пояснениях заказчик указывает, что установленные критерии оценки конкурсных заявок не являют собой условия допуска для участия в открытых конкурсах.
Требование о подтверждении опыта работы копиями государственных и (или) муниципальных контрактов было установлено в связи с тем, что факт заключения договора частного характера не является фактом его добросовестного исполнения. Историю исполнения договоров частного характера фактически невозможно отследить, как и невозможно проверить начисление по ним штрафов, пеней и т.д.
Как отмечено выше, статьей 12 Закона о контрактной системе установлен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Согласно части 1 названной статьи, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Из совокупного смысла указанных норм Закона о контрактной системе следует, что при определении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величин значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заказчик должен руководствоваться своими потребностями, и установить критерии и показатели оценки заявок участников закупки и порядок рассмотрения и оценки таких заявок таким образом, чтобы по итогам закупки заключить контракт с участником закупки, предложившим условия максимально соответствующие его потребностям.
Из материалов дела следует, что заказчиком, в целях оценки заявок на участие в открытых конкурсах на выполнение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 305+000 - км 320+000, Республика Саха (Якутия)" (изв. N 0316100011918000025), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 320+000 - км 335+865, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000026), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 346+640 - км 365+000, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000027), проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 545+000 - км 561+866, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000028) установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и их величины значимости:
Критерии |
Коэффициент значимости критерия, % |
Цена государственного контракта |
60 % |
Качественные характеристики объекта закупки |
35% |
Квалификация участника закупки |
5% |
Всего: |
100 % |
В подпунктах 19.2.9.3 разделов 19 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению" документаций каждой из оспариваемых закупок указано следующее: "заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать описание участником закупки предложения о квалификации участника закупки, а именно следующие сведения:
Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период с 2015 г. по 2017 г. Сведения могут быть предоставлены по рекомендуемой форме Ф-5 (Приложение 1 к конкурсной документации).
Под работами сопоставимого характера и объема понимаются выполненные в полном объеме собственными силами по разработке проектной и рабочей документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них со стоимостью контракта не менее 4 (четырех) миллионов рублей.
Сведения рекомендуется подтвердить копиями государственных и муниципальных контрактов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, копиями оформленных (подписанных обеими сторонами) актов выполненных работ (без применения штрафных санкций), подтверждающих стоимость исполненного контракта, копиями положительных заключений экспертизы (при наличии).
В случае, если сведения об исполнении таких контрактов участником закупки имеются в полном объеме в реестре государственных и муниципальных контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, предоставление документов, подтверждающих сведения участника по опыту работы, не требуется.
Отсутствие в составе заявки участника документов (сведений), указанных в настоящем пункте 19.2.9.3. не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона N44-ФЗ".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085.
Согласно подпункту б) пункта 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные, в том числе:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил оценки заявок допускается установление в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки показателей, раскрывающих содержание таких нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки заявок значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам оценки заявок, при этом сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 3 Приложения к Правилам оценки заявок "Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, если предметом закупки являются работы/услуги, за исключением отдельных видов работ/услуг, предельная минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60 %, предельная максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) составляет 40 %.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленные заказчиком коэффициенты значимости стоимостного и нестоимостного критериев не выходят за пределы показателей, установленных Приложении к Правилам оценки заявок, а также то, что Законом о контрактной системе и Правилами оценки заявок не установлены требования/ограничения по установлению заказчиком порядка оценки по нестоимостным критериям оценки и их подкритериям, в том числе, к перечню документов, которые заказчик принимает к рассмотрению для оценки заявок участников закупки по таким критериям/подкритериям, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки" не противоречит положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
При этом, согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, установленный заказчиком порядок оценки по одному из нестоимостных критериев не может служить препятствием для участия в закупке, и не препятствует победе в закупке путем снижения ценового предложения.
При изложенных обстоятельствах, третий довод жалоб ООО "Прогресс" не находит подтверждения и признается необоснованным.
4. Заявитель оспаривает наличие в проекте контракта противоречивых пунктов относительно оснований для расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке - пункт 9.5 проекта контракта содержит указание на то, что заказчик вправе расторгнуть контракт в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения отдельных этапов работ, предусмотренных календарным графиком работ более чем на 25 рабочих дней, при этом далее, в этом же пункте контракта указано, что основанием для расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке является нарушение подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 20 календарных дней. .
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 названного Федерального закона.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, информация, предусмотренная названным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что положения конкурсной документации, в том числе проекта контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса, должны быть согласованными, в таких положениях должны отсутствовать любые противоречия и нескоординированность.
Материалами дела установлено, что в пунктах 9.5 проектов контрактов рассматриваемых закупок заказчиком установлено следующее: "Заказчик имеет право расторгнуть настоящий Контракт в связи с односторонним отказом от исполнения настоящего Контракта в случаях:
- нарушения Подрядчиком сроков выполнения отдельных этапов работ, предусмотренных Календарным графиком работ (Приложение N2 к настоящему Контракту), более чем на 25 календарных дней;
- нарушения Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 20 календарных дней;
- непредставления обеспечения обязательств в период действия настоящего Контракта в соответствии с пунктом 6.8. настоящего Контракта;
- при отклонении предложения Заказчика о заключении дополнительного соглашения в соответствии с подпунктом в) пункта 8.2 настоящего Контракта.
При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения настоящего Контракта, без возмещения убытков".
Из пояснений заказчика следует, что в проектах государственных контрактов допущены технические ошибки.
В качестве оснований для расторжения контракта в проектах контрактов надлежало установить нарушение подрядчиком сроков выполнения отдельных этапов работ, предусмотренных календарным графиком работ и (или) общего срока выполнения работ более чем на 20 календарных дней. .
В связи с вышеизложенным, заказчик, допустивший наличие в проектах контрактов несогласованных условий, признается нарушившим положения части 3 статьи 7, части 14 статьи 34, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
Как отмечено выше, согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, информация, предусмотренная названным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 названного Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона.
Материалами проверки установлено, что в извещения о проведении рассматриваемых закупок, формируемых посредством функционала официального сайта ЕИС приведены следующие наименования закупок:
- проведение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 305+000 - км 320+000, Республика Саха (Якутия)" (изв. N 0316100011918000025);
- проведение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 320+000 - км 335+865, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000026);
- проведение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 346+640 - км 365+000, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000027);
- проведение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 545+000 - км 561+866, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000028).
Между тем, из положения документаций рассматриваемых конкурсов следует, что предметом закупок является выполнение проектно-изыскательских работ для проведения дальнейшего ремонта автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на различных ее участках.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика, по указанию в извещениях об осуществлении закупок некорректных наименований объектов закупок, признаются нарушающими положения части 3 статьи 7, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, из материалов проверки не следует, что заказчику от участников закупки поступали запросы разъяснений положений извещений о проведении закупки, либо конкурсных документаций, касающихся предмета закупки.
При этом на участие в открытых конкурсах поступили заявки участников в количестве от 3-х до 6-ти.
Таким образом, на момент рассмотрения дела, у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты осуществления закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ПРОГРЕСС" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 305+000 - км 320+000, Республика Саха (Якутия)" (изв. N 0316100011918000025) частично обоснованной, обоснованным признан довод о наличии в проекте контракта несогласованных пунктов.
2. Признать жалобу ООО "ПРОГРЕСС" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 320+000 - км 335+865, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000026) частично обоснованной, обоснованным признан довод о наличии в проекте контракта несогласованных пунктов.
3. Признать жалобу ООО "ПРОГРЕСС" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 346+640 - км 365+000, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000027) частично обоснованной, обоснованным признан довод о наличии в проекте контракта несогласованных пунктов.
4. Признать жалобу ООО "ПРОГРЕСС" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изкательских работ по объекту:"Ремонт автомобильной дороги "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 545+000 - км 561+866, Республика Саха (Якутия)" изв. N 0316100011918000028) частично обоснованной, обоснованным признан довод о наличии в проекте контракта несогласованных пунктов.
5. Признать заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" нарушившим положения части 3 статьи 7, части 14 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Выдать заказчику ФКУ Упрдор "Колыма" предписание об устранении допущенного нарушения.
В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 г. N 06-346/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018