Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 05.04.2018 вх.N4709 поступила жалоба от ИП Насыров И.Д. на действия Заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N21 го г.Уфа путем проведения электронного аукциона N0301300051518000204 Оказание услуг по прочистке и дезинфекции системы приточно-вытяжной вентиляции опер. блока ГКБ N21 для нужд ГБУЗ РБ ГКБ N21 г. Уфа.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация об электронном аукционе не содержит требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность в области "дезинфектология".
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация и документы по электронному аукциону N 0301300051518000204.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
30.03.2018 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на электронной площадке АО "ЕЭТП" опубликовано извещение и документация об осуществлении закупки на оказание услуг по прочистке и дезинфекции системы приточно-вытяжной вентиляции опер. блока ГКБ N21 для нужд ГБУЗ РБ ГКБ N21 г. Уфа.
В соответствии с п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Положениями п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Как следует из извещения и документации об электронном аукционе, объектом закупки является оказание услуг по прочистке и дезинфекции системы приточно-вытяжной вентиляции опер. блока ГКБ N21, расположенного по адресу: Лесной проезд, 3, 5 этажей, путем проведения исследования приточно-вытяжной системы вентиляции с целью определения загрязнения и методов очистки с помощью инспекционного робота "AirPower" и очистки приточно-вытяжной системы вентиляции воздуховодов от пылевых отложений с проведением дезинфекции на всем протяжении воздуховода с использованием специального дезинфицирующего средства через вентиляционные решетки. Пунктом 4 Раздела 1. Наименование и описание объекта закупки регламентирован перечень оказываемых услуг.
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - 99-ФЗ) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") утверждено положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение).
Согласно п.3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Комиссией установлено, что в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность входят работы (услуги) по дезинфектологии. Таким образом, оказание услуг по дезинфектологии является лицензируемым видом медицинской деятельности.
В соответствии с п.10 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - 323-ФЗ) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу ст.1 323-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п.2 ст.2 323-ФЗ).
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимается организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (ч.1 ст.29 52-ФЗ).
На основании 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 с 30.06.2003 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях 52-ФЗ как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях 323-ФЗ как профилактика инфекционных заболеваний, являющихся неотъемлемой частью охраны здоровья граждан и составной частью медицинской деятельности, а, следовательно, является лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 16 Раздела N2. Общие сведения документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к участникам закупки. Между тем, требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг по прочистке и дезинфекции согласно положениям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, 99-ФЗ, 323-ФЗ, 52-ФЗ в документации отсутствует.
Кроме того, установлено, что Заказчиком ненадлежащим образом выполнено требование п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в части предъявления в составе второй части заявки согласно п.2 ч.5 ст.66 настоящего Закона документа, подтверждающего соответствие участника закупки п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а именно наличие лицензии на оказание приобретаемых Заказчиком услуг.
Необходимость представление такой лицензии Заказчиком не установлена (п.18.1 Раздела N2. Общие сведения).
Учитывая изложенное, Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной, в действиях Заказчика выявлено нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Данные обстоятельства содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Насыров И.Д. на действия Заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N21 го г.Уфа путем проведения электронного аукциона N0301300051518000204 Оказание услуг по прочистке и дезинфекции системы приточно-вытяжной вентиляции опер. блока ГКБ N21 для нужд ГБУЗ РБ ГКБ N21 г. Уфа обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 11 апреля 2018 г. N ГЗ-399/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018