Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх.5340) 17.04.2018 от ООО ПО "СервисМодульСтрой" на действия заказчика, в лице Государственного казенного учреждения управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0801200000218000957 "На поставку сухого молочного напитка для питания детей с 1 года до 3 лет жизни для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (2-15)".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил требования "Лютеин - наличие", под совокупность требований подпадают только: продукт производства "БЕЛЛАКТ" и "Симилак Премиум 3". Вместе с тем, "Симилак Премиум 3" не подходит по ценовому предложению.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчику требуется:
N п/п |
Критерии и показатели |
Ед. изм |
Допустимые уровни показателей |
1 |
Сухой молочный напиток для питания детей с 1 года до 3 лет жизни |
кг |
614,00 |
Количественный и качественный состав на 100 мл готовой смеси: | |||
Белок |
г |
не менее 1,8 |
|
Жиры |
г |
от 1,0 до 4,0 |
|
Углеводы |
г |
не более 12,0 |
|
Кальций |
мг |
от 100,0 до 240,0 |
|
Лютеин |
|
наличие |
|
Расфасовка |
г |
не более 1000 |
Комиссией установлено, что под совокупность требований подпадают только: продукт производства "БЕЛЛАКТ" и "Симилак Премиум 3".
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствует нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части требований или указаний, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вышеуказанный довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что требования по показателям не соответствуют Техническим регламентам, вместе с тем, Заказчиком не соблюдены положения п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части обоснования указания таких требований.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется Сухой молочный напиток для питания детей с 1 года до 3 лет жизни с показателем "Кальций от 100,0 до 240,0 мг".
В Приложении N12 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) указано, что содержание Кальция в сухом молочном напитке для питания должно быть "90-240 мг."
Заказчик в обосновании такого требования указал: "Обоснование повышенного содержания кальция в детских молочных смесях: в первую очередь незаменимость кальция для человека и особенно для детей связанна с тем, что кальций вместе с белком составляет основу костной ткани и зубов и придает им необходимую прочность. Именно в них сконцентрированы основные запасы кальция, содержание которого в организме взрослых людей составляет 1,2 кг. Другой жизненно важной функцией кальция является его участие в обеспечении нормального свертывания крови. Кальций требуется также для нормального осуществления процессов мышечного сокращения, в том числе сердечной мышцы, и передачи нервных импульсов в нервной системе. В основе этих многообразных эффектов лежит участие кальция в построении и функционировании многих белков (в частности, факторов свертывания крови), ферментов, клеточных мембран (в том числе мембран нервных клеток и клеток сердечной мышцы, в значительной мере отвечающих за нормальную работу нервной системы и сердца). Таким образом, кальций необходим для процессов роста, нормальной работы сердца, нервной и мышечной систем, предотвращения кровопотерь и др. Приведенные сведения объясняют те тяжелые расстройства, к которым может вести дефицит кальция в питании. Это задержка роста, нарушение формирования костей и зубов, кариес, повышенная кровоточивость сосудов, чрезмерная нервная возбудимость (вплоть до судорог - при тяжелых формах дефицита кальция), сбои в работе сердечной мышцы, увеличение артериального давления. У детей раннего возраста дефицит кальция является одной из причин развития рахита. А в последующие периоды жизни недостаточное поступление кальция с пищей в детском возрасте, сопряженное со снижением его отложения в костной ткани, служит одним из факторов риска остеопороза, то есть снижения плотности костей, и обусловленных им переломов. Подобная ситуация может возникнуть, в частности, во время беременности, когда идет активное отложение кальция в формирующуюся костную ткань плода, требующее мобилизации кальция из организма матери. Потребность в кальции подростков в 14-17 лет выше, чем во все другие периоды жизни. Это обусловлено высокой скоростью роста подростков в сочетании с их значительной костной массой, существенно превышающей костную массу детей более младшего возраста. Не случайно поэтому в организме существует сложная система поддержания постоянного уровня кальция в крови. Среди различных факторов этой системы (витамин D, паратиреоидный гормон, проницаемость слизистой оболочки кишечника для кальция и др.) важнейшее место принадлежит алиментарному фактору, то есть достаточному поступлению кальция с пищей и его высокой усвояемости в желудочно-кишечном тракте. В соответствии с современными научными представлениями, физиологическая потребность в кальции детей 1-3 лет составляет 800 мг. Именно такие количества кальция и должны ежедневно попадать в организм с пищей. Кальций входит в состав многих продуктов (хлеб, крупы, овощи, фрукты, мясо и др.), однако содержится в них в небольшом количестве (20-50 мг/100 г). Основным же источником кальция служат молоко и молочные продукты, которые не только богаты кальцием, но включают его в легко усвояемой форме и, что особенно важно, в оптимальных соотношениях с фосфором. Особенно высоким содержанием кальция отличаются специальные продукты".
Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что в указанном описании отсутствует обоснование причины не применения параметров предусмотренных Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) в части "Кальций от 90,0 до 240,0 мг"
В п.1.3 Обоснование объекта закупки "Обоснование закупки сухого молочного напитка для питания детей с 1 года до 3 лет жизни" указано - "у взрослых людей и детей старшего возраста лютеин поступает в организм в составе главным образом овощей и фруктов. Однако у детей 1-го года жизни и, особенно первых месяцев жизни, основным продуктом питания и, следовательно, основным источником лютеина и зеаксантина служит ЖМ". В то время как согласно Технического задания товар приобретается для питания детей с 1 года до 3 лет жизни.
Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что закупается смесь для "детей с 1 года до 3 лет жизни", вместе с тем, в обосновании указано "_у детей 1-го года жизни и, особенно первых месяцев жизни, основным продуктом питания и, следовательно, основным источником лютеина и зеаксантина служит ЖМ".
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как установлены требования не в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), вместе с тем, в обосновании данного требования не указано основание исключения параметра "Кальций от 90,0 до 240,0 мг".
Вышеуказанный довод признается обоснованным.
Выявленные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд N727/14 от 19 ноября 2014 г. Комиссия Башкортостанского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на конечный результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Наряду с этим, комиссией установлено, что на рынке сухого питания для детей присутствуют десятки товаров различных производителей. Однако, в связи с тем, что заказчиком заужен ряд показателей Таможенного регламента, под описание объекта закупки подходят только продукты производства "БЕЛЛАКТ" и "Симилак Премиум 3". Вместе с тем, "Симилак Премиум 3" находится в другом ценовом сегменте рынка. Это подтверждается также ответом на запрос официального представителя производителя ООО "Эббот Лэбораториз" на территории РФ ООО "Здоровье". Вышеуказанное также подтверждается предложениями участников закупки, которые заявились на аукцион с продуктом производства "БЕЛЛАКТ".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика признаки нарушения Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПО "СервисМодульСтрой" на действия заказчика, в лице Государственного казенного учреждения управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0801200000218000957 "На поставку сухого молочного напитка для питания детей с 1 года до 3 лет жизни для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (2-15)" частично-обоснованной в части установления требований не в соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать.
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
5. Передать материалы дела, соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России, для принятия мер антимонопольного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 23 апреля 2018 г. N ГЗ-447/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018