Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2018 г.
Изготовлено в полном объеме 28.04.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Калмыцкого УФАС России,
Тумудова Н.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
уполномоченного органа - Администрация г. Элисты - Хонинов Ю.В. - заведующий сектором муниципального заказа, доверенность N ОН-87/01-28 от 15.01.2018 г.;
в отсутствии заявителя - ИП Воробьева И.А., который уведомлен о рассмотрении жалобы;
рассмотрев в открытом заседании жалобу ИП Воробьева И.А.;
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 25.04.2018 г. поступила жалоба от ИП Воробьева И.А. на действия Заказчика МКУ "Управление строительства города Элисты" электронного аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Газоснабжение 4-й очереди строительства жилого массива Северный в г.Элиста РК", Уполномоченный орган - Администрация г. Элисты, реестровый номер извещения N 0105300000718000034.
Заявитель считает, что положение документации Заказчика с нарушениями Закона о контрактной системы.
Уведомлением от 23.04.2018 г. N08/10-29 рассмотрение жалобы назначено на 25.04.2018 г. в 09 ч.00 мин.
25 апреля 2018 года от Заказчика, уполномоченного органа Администрации города Элисты не поступило ходатайств и заявлений, а также не предоставлены запрошенные документы.
Уведомлением об отложении дела по жалобе ИП Воробьева И.А. от 25.04.2018 г. N08/10-29 рассмотрение жалобы назначено на 26.04.2018 г. в 14 ч.00 мин.
26 апреля 2018 года состоялось рассмотрение жалобы ИП Воробьева И.А.
На начало рассмотрения жалобы Представитель уполномоченного органа ходатайствовал о возврате Заявителю жалобы и оставить без рассмотрения ссылаясь на ч.15.1 ст.99 Закона о контрактной системе.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев ходатайство уполномоченного органа, решила принять его и удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с письмом ФАС России (исх.N ИА/3836/18 от 23.01.2018 г.) , в связи с поступившим в силу 11.01.2018 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О контрактной системе" изменениями в ФЗ от 05.04.2014 44-ФЗ "О контрактной системе", а также поступающими запросами о разъяснении применения норм Закона о контрактной системе, ФАС России направило информационное письмо о применении положений ч.15.1 ст.99 закона о контрактной системе в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, поступающих от физических лиц.
В соответствии с положениями п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системы, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в том числе в связи с получением обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного ч.15.1 ст.99 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.15.1 ст.99 Закона о контрактной системы, обращение с жалобой на действия (бездействие) лиц, указанных в пункте 1 части 15 настоящей статьи, и информация о нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок положениями документации о закупке, извещения о запросе котировок, поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Как следует из положений п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системы, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Следовательно, в случаях предусмотренных законом, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (далее - Специальная правоспособность).
Так, например, ст.48, ч.2-3.1 ст.52, ч.1ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должны выполняться только лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО), за исключением случаев, указанных в Градостроительном кодексе РФ. При этом, согласно указанным положениям Градостроительного кодекса РФ, лицами, которые имеют право выполнять вышеуказанные виды работ могут являться индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Таки образом, в соответствии со ст.48, ч.2-3.1 ст.52, ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ, требующих членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующее требование к участникам закупок о предоставлении документа, подтверждающего членство в СРО.
Следовательно, участник закупки для выполнения работ, требующих наличия членства в СРО, должен обладать Специальной правоспособностью.
Учитывая изложенное, физические лица, в силу отраслевого законодательства не обладающие указанной правоспособностью, не могут являться участниками закупок, например, на выполнение работ, требующих наличия членства в СРО.
На основании изложенного, при рассмотрении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению, в случае поступления жалобы от физического лица на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в случаях отсутствия Специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключенному договору, такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае, если при рассмотрении вопроса о принятии указанной жалобы к рассмотрению невозможно установить законность установленного субъектом контроля требования к участникам закупки о наличии Специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключаемому договору, такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.106 Закона о контрактной системе. Однако, если при рассмотрении такой жалобы комиссия по контролю в сфере закупок приходит к выводу о законности установления указанного требования и в силу отраслевого законодательства Российской Федерации физическое лицо не может обладать такой Специальной правоспособностью, то комиссия оставляет такую жалобу без рассмотрения в порядке ст.106 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, жалоба указанного лица подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом о рассмотрении обращении граждан.
04.04.2018 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0105300000718000034 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: Газоснабжение 4-й очереди строительства жилого массива Северный в г.Элиста РК, Уполномоченный орган - Администрация г. Элисты.
В документации аукциона в разделе 2 Информационной карты ИУЗ требования предъявляемые к участнику закупки в пункте 5.1 содержится: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пункт 12.2 ИУЗ Информационной карты содержит следующее: Участник закупки должен представить в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документы (или копии этих документов), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации, предоставленной по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58, в том числе с указанием уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, или ее копия.
Уполномоченный орган представил к ходатайству скриншоты с официального сайта единого реестра членов СРО, о том что ИП Воробьев И.А. в данном реестре не состоит.
В связи с этим Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу, что у ИП Воробьева И.А. отсутствует Специальная правоспособность, следовательно, такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По общему правилу срок рассмотрения такой жалобы составляет 30 дней со дня ее регистрации и в отдельных случаях может быть продлен не более чем на 30 дней.
Учитывая вышеизложенное на основании ч.8 ст.106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Ходатайство Уполномоченного органа Администрации города Элисты - удовлетворить.
2. Жалобу ИП Воробьева И.А. оставить без рассмотрения.
3. Жалобу ИП Воробьева И.А. рассмотреть в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Тумудова Н.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 25 апреля 2018 г. N 08-10-29
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018