Резолютивная часть решения объявлена 12.04.2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 17.04.2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: _ - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
_ - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
_ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
_ - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей заказчика и подателя жалобы,
рассмотрев жалобу (вх. N 1221 от 05.04.2018 г.) Общества с ограниченной ответственностью "ИЗИДОЛГ" (354071, г. Сочи, ул. Чайковского, д. 41А) на положения документации аукциона в электронной форме N 0600700000218000025 на закупку горюче-смазочных материалов через сеть автозаправочных станций, начальная (максимальная) цена контракта 10 074 284, 00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Изидолг" права и законные интересы общества нарушены следующими действиями заказчика:
1. Заказчиком в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе сокращены сроки подачи заявок на участие в закупке;
2. Заказчиком в информационной карте установлен неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки;
3. В аукционной документации установлены требования, ограничивающие возможность участия подателя жалобы в электронном аукционе N 0600700000218000025, а именно в техническом задании установлены требования к компонентным показателям товара и показателям, которые становятся известными после приобретения и испытания всей партии товара заранее;
4. Заказчиком в проекте контракта неправомерно установлены требования к срокам оплаты поставленного товара;
5. Заказчиком в проекте контракта неправомерно установлен порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Рассмотрев жалобу, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0600700000218000025, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - МУП г. Кызыла "Енисей" на официальном сайте ЕИС в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 22.03.2018 г. размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0600700000218000025 на закупку горюче-смазочных материалов через сеть автозаправочных станций, начальная (максимальная) цена контракта 10 074 284, 00 рублей
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0600700000218000025 от 06.04.2018 г. поступила заявка ООО "ТК Олмал", которая признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации электронного аукциона.
1. Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, сроки, указанные в части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, начинают свой отсчет на следующий день после дня размещения извещения о проведении электронного аукциона.
Согласно пункту 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Как было указано выше, извещение о проведении электронного аукциона N 0600700000218000025 опубликовано на Официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 22.03.2018 г., согласно которому датой и временем окончания подачи заявок является "06.04.2018 г. 09:00".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу пункта 25 информационной карты документации электронного аукциона N 0600700000218000025 датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является "06.04.2018 г.".
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика - МУП г. Кызыла "Енисей" установлено нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в части неправомерного сокращения срока подачи заявок в извещении и документации электронного аукциона N 0600700000218000025.
2. Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как следует из разделов 29, 29.1, 30 документации об аукционе дата начала срока предоставления разъяснений 22.03.2018 г.; дата окончания подачи участником электронного аукциона запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе - 06.04.2018 г.; дата окончания срока предоставления разъяснений 06.04.2018 г.
Поскольку дата и время окончания подачи заявок 06.04.2018, дата окончания подачи участником электронного аукциона запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе - 02.04.2018 г., дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации должна приходиться на 05.04.2018.
Таким образом, заказчиком - МУП г. Кызыла "Енисей" дата окончания подачи участником электронного аукциона запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе и дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе указана в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемым товарам, работам, услугам установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно описанию объекта закупки, установленному в части 2 аукционной документации N 0600700000218000025 установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам горюче-смазочных материалов (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95, дизельное топливо), в том числе к массовой доле серы: "_ массовая доля серы не более 10 мг/кг_".
В соответствии с ГОСТ Р N 51947-2000 массовая доля серы определяется методом рентгенофлоуренсцентной энергодисперсионной спектрометрии и методом ультрофиолетовой флуоресценции.
Таким образом, заказчиком заявлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе первой части заявки информации, которая становится известна после проведения испытаний партии, в порядке установленном ГОСТ Р N 51947-2000.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования аукционной документации предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, непредусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят (могут привести) к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, заказчиком - МУП г. Кызыла "Енисей" нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления требований к товару.
На основании вышеизложенного следует, что довод подателя жалобы о неправомерном установлении заказчиком в документации закупки требований к товару (к компонентам товара), значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, является обоснованным.
4. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0600700000218000025 заказчиком установлено, что закупка проводится у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в пункте 2.4.1 раздела 2 проекта контракта установлено, заказчик осуществляет оплату денежных средств на расчетный счет или в кассу исполнителя 30 (тридцати) дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приемки товара.
Таким образом, в действиях заказчика - МУП г. Кызыла "Енисей" установлено нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в документации аукциона в электронной форме N 0600700000218000025 требования к сроку оплаты заказчиком поставленного товара.
5. В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа и пени).
Разделом 7 проекта контракта определена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту.
Пунктом 7.3 раздела 7 проекта контракта установлено, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере _____ (в случае если цена Контракта не превышает 3 млн. руб. - размер штрафа составляет 2,5% от Цены Контракта; в случае если цена Контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб. - размер штрафа составляет 2% от Цены Контракта; в случае если цена Контракта составляет от 50 млн. руб. до 100 млн. руб. - размер штрафа составляет 1,5%; от Цены Контракта в случае если цена Контракта превышает 100 млн. руб. - размер штрафа составляет 0,5% от Цены Контракта).
Пунктом 7.6 раздела 7 проекта контракта установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренного Контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере _______ (в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей размер штрафа составляет 10% от Цены Контракта; в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей - размер штрафа составляет 5 % от Цены Контракта; в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей - размер штрафа составляет 1 % от Цены Контракта; в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей - размер штрафа составляет 0,5 % от Цены Контракта).
Таким образом, разделом 7 проекта контракта определена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063, которое, в свою очередь, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.09.2017).
Таким образом, в действиях заказчика - МУП г. Кызыла "Енисей" установлено нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части не установления в проекте контракта документации аукциона в электронной форме N 0600700000218000025 порядка определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1042".
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
А) В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, в том числе информация об идентификационном коде закупки.
Исходя из содержания части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе, следовательно, должен содержать все условия исполнения контракта, определенные извещением, аукционной документацией, в том числе и информацию об идентификационном коде закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0600700000218000025 указан следующий идентификационный код рассматриваемой закупки: 184170105547217010100100020020000000.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует информация об определенном заказчиком идентификационном коде закупки, что не соответствует части 1 статьи 23, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика - МУП г. Кызыла "Енисей" установлено нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, в части не установления в проекте контракта идентификационного кода закупки документации аукциона в электронной форме N 0600700000218000025.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, А решения Комиссии Тывинского УФАС России N 05-05-06/60-18 образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИЗИДОЛГ" обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Енисей" нарушения:
2.1. части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении и документации электронного аукциона N 0600700000218000025 требования к сроку подачи заявок;
2.2. части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в документации электронного аукциона N 0600700000218000025 требования к дате окончания подачи участником электронного аукциона запроса на разъяснение положений документации электронного аукциона и к дате окончания срока предоставления участником электронного аукциона запроса на разъяснение положений документации электронного аукциона;
2.3. пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления требований к товару;
2.4. части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в документации аукциона в электронной форме N 0600700000218000025 требования к сроку оплаты заказчиком поставленного товара;
2.5. части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в проекте контракта документации аукциона в электронной форме N 0512600003618000003 порядка определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом в соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1042".
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Енисей" нарушение части 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в проекте контракта документации аукциона в электронной форме N 0600700000218000025 идентификационного кода закупки.
4. Выдать заказчику - Муниципальному унитарному предприятию г. Кызыла "Енисей" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы N 05-05-06/60-18 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
_. |
|
|
Члены Комиссии |
_
_
_ |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 апреля 2018 г. N 05-05-06/60-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018