На основании ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России от 26.04.2018 г. N 18-п, инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
в присутствии представителя Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" -
проведя внеплановую камеральную проверку действий Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" при исполнении предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 19.04.2018 г., выданного Оренбургским УФАС России на основании решения по делу N 08-07-193/2018 от 19.04.2018 г. по жалобе ООО "Перспектива" на действия Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск (номер извещения N 0553200001218000029) по обращению Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео",
УСТАНОВИЛА:
26.04.2018 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" о проведении проверки действий Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" при исполнении предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 19.04.2018 г., выданного Оренбургским УФАС России на основании решения по делу N 08-07-193/2018 от 19.04.2018 г. по жалобе ООО "Перспектива" на действия Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск (номер извещения N 0553200001218000029) (далее - электронный аукцион).
Представитель Заказчика пояснил, что исполняя предписание Оренбургского УФАС России по делу N 08-07-193/2018 Заказчиком были предприняты попытки изменения сроков проведения закупки. Между тем, ввиду технической ошибки сайта или информационно-программного обеспечения или иной причины внести изменение в текущее извещение было невозможно, так как в функционале отсутствовала кнопка "Сформировать уведомление об изменении даты и времени проведения электронного аукциона". При обращении в техническую поддержку, способов решения сложившейся ситуации не было найдено. В связи с чем, Заказчиком была предпринята попытка отменить закупку и разместить ее заново, однако, функционал единой информационной системы не позволил произвести новое изменение ранее отмененного извещения.
В ходе изучения материалов дела установлено следующее:
12 апреля 2018 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия Государственного унитарного предприятия "Облкиновидео" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск (номер извещения N 0553200001218000029).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Инспекция Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
27.03.2018 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск (номер извещения N 0553200001218000029).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 005 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, банковская гарантия, которая выдается в обеспечение исполнения обязательств по контракту, должна соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 45 Закона о контрактной системе Дополнительные требования к банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе). В настоящее время они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не содержат каких-либо дополнительных ограниченной срока действия банковской гарантии.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статья 368 Гражданского кодекса установила, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение (гарант) выдают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить третьему лицу (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об уплате.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом Закон о контрактной системе устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено.
Таким образом, установленный Заказчиком в проекте контракта срок действия банковской гарантии "должен превышать срок действия Контракта не менее чем на двенадцать месяцев" (п. 8.4 проекта контракта) не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 570 от 15.05.2017 г. "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлено: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0553200001218000029 объектом закупки является "Капитальный ремонт кинотеатра "Мир" г. Орск".
В пункте 5.8 проекта контракта установлена следующая обязанность Подрядчика: "В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 года Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению Контракта не менее 15% цены контракта следующие виды и объемы работ: ____________ (выбрать из числа видов и объемов работ, указанных в соответствующей документации о закупке)".
Проанализировав положения аукционной документации, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу о нарушении ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе в данном случае, поскольку виды и объемы работ по строительству реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц не указаны.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466) установлено оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
В соответствии с пунктом 5.4.24 проекта контракта, Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 5% от цены Контракта.
В пункте 5.5.4 проекта контракта установлено: "Оплачивать выполненные субподрядчиком работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания Подрядчиком документа о выполненной работе (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в проекте контракта ненадлежащий срок об оплате субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства выполненных работ, оказанных услуг нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
По итогам рассмотрения дела, решением по делу N 08-07-193/2018 от 19.04.2018 г. жалоба ООО "Перспектива" была признана частично обоснованной, ГУП "Облкиновидео" признано нарушившим положения ч. 2 ст. 110.2, ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
В соответствии с ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании вынесенного решения, антимонопольным органом выдано предписание по делу N 08-07-193/2018 от 19.04.2018 г., согласно которому:
1. Государственному унитарному предприятию "Облкиновидео" в срок до "16" мая 2018 года устранить нарушение ч. 2 ст. 110.2, ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе, для чего:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0553200001218000029;
- возвратить все заявки участников закупки поданных на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0553200001218000029;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе N 0553200001218000029 порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, с учетом выявленных нарушений;
- определить срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0553200001218000029;
- определить дату проведения электронного аукциона N 0553200001218000029;
2. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;
- обеспечить разблокирование денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе N 0553200001218000029;
- обеспечить заказчику возможность исполнения настоящего предписания.
3. В срок до "17" мая 2018 года проинформировать в письменном виде, а также факсимильной связи (факс - 8(3532)778070) Оренбургское УФАС России об исполнении предписания (с указанием номера).
В соответствии с обращением ГУП "Облкиновидео", а также в ходе анализа информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru установлено, что предписание ГУП "Облкиновидео" не исполнено.
Вместо внесения изменений в документацию об аукционе, закупка отменена Заказчиком, что подтверждается информацией с сайта www.zakupki.gov.ru.
В частности, 25.04.2018 г. в 16 ч. 22 мин. ГУП "Облкиновидео" размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом в качестве основания указано: "Предписание органа, уполномоченного на осуществление контроля, Предписание от 24.04.2018 N3900, контролирующий орган "Управление ФАС по Оренбургской области".
Вместе с тем, предписание Оренбургского УФАС России исх. N 3900 от 24.04.2018 г. по делу N 08-07-193/2018 не содержит требования об отмене закупки, а предписывает Заказчику устранить нарушение ч. 2 ст. 110.2, ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе, в том числе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе N 0553200001218000029.
Также, предписание Оренбургского УФАС России исх. N 3900 от 24.04.2018 г. по делу N 08-07-193/2018 содержит требование об отмене Заказчиком всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона; о возвращении всех заявок участников закупки, поданных на участие в электронном аукционе; об определении Заказчиком новых сроков окончания подачи заявок на участие в закупке, определения новой даты проведения электронного аукциона. Между тем, представителем ГУП "Облкиновидео" в материалы дела не представлено доказательств совершения Заказчиком указанных действий.
Вместе с тем, представителем ГУП "Облкиновидео" в материалы дела предоставлена копия скриншота с сайта www.zakupki.gov.ru, согласно которому Заказчику в разделе "Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлено два варианта:
- отмена определения поставщика по решению Заказчика;
- отмена определения поставщика по решению контролирующего или судебного органа, либо по результатам общественного обсуждения.
При этом, Заказчиком в материалы дела не представлены копии обращений в техническую поддержку сайта www.zakupki.gov.ru. Также, не представлены копии ответов технической поддержки сайта www.zakupki.gov.ru., свидетельствующих о наличии технической ошибки сайта, а также о невозможности исполнения предписания Оренбургского УФАС России от 19.04.2018 г.
Кроме того, Заказчиком не представлено доказательств совершения действий направленных на надлежащее исполнение предписания Оренбургского УФАС России от 19.04.2018 г.
Таким образом, Заказчик не исполнив предписание Оренбургского УФАС России допустил нарушение п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция, полагает необходимым выдать предписание об устранении, допущенных Заказчиком, нарушений п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о размещении заказов, Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать Государственное унитарное предприятие "Облкиновидео" нарушившим п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Государственному унитарному предприятию "Облкиновидео" предписание об устранении допущенных нарушений.
3. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 7 мая 2018 г. N 08-09-06/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018